Технологии

GPS III не решит проблем навигации

2 Августа 2012
GPS III не решит проблем навигации
GPS - спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение. Первоначально система GPS разрабатывалась как чисто военный проект, а с 1983 года система используется и в гражданской сфере.

При всех своих достоинствах, система GPS имеет существенный недостаток - крайне низкую помехозащищенность от простейших помех. Слабые сигналы системы GPS можно заглушить даже с помощью небольшого устройства, помещающегося в рюкзаке.

С 1999 года США активно пытаются улучшить помехозащищенность системы GPS, применяя все более сложные коды и засекречивая их. Такие методы не дают желаемой эффективности, так как эти коды очень легко расшифровать. Так, во многих странах имеются радиотелескопы, на выходе антенн которых сигнал очень хорошо виден над собственными шумами приемника. Записав такой сигнал, можно получить тот самый секретный код. В ряде случаев для этого достаточно обычной телевизионной "тарелки".

Другой метод - построение антенной решетки и уменьшение коэффициента усиления антенны в направлении ПП. Однако если ПП много, то управляемая решетка не поможет - она не будет принимать ничего.

Третий метод борьбы с глушением сигналов GPS - адаптивная узкополосная режекторная фильтрация. Данный метод весьма сложен в реализации и не работает, если много ПП работают на разных частотах в пределах 1576-1579 МГц.

В США создается система GPS третьего поколения. Программа GPS III подразумевает постепенную замену устаревших спутников GPS на спутники нового поколения GPS III, удовлетворяя, таким образом, растущие потребности как военных, так и гражданских пользователей во всем мире.

Компания Lockheed Martin, которая получила контракт от ВВС США на подготовку, запуск и также на поддержку работоспособности новой системы на начальном этапе и на проведение технического обслуживания двух ракет, которые выведут на орбиту Земли первые спутники GPS III, заявила, что новое поколение спутников может решить проблему низкой помехозащищенности. Мощность сигналов со спутников GPS III будет в 8 раз больше, чем у современных спутников, что позволит системе не только обеспечить повышенную точность позиционирования даже в сложных условиях: городах, лесах и даже помещениях, но и лучшую устойчивость к помехам. Кроме того, новая GPS совместима с другими навигационными системами, такими как российская глобальная навигационная система ГЛОНАСС и европейская Galileo. Потенциально это повысит точность GPS и снизит воздействие преднамеренных или случайных радиопомех, которые мешают навигации.

К сожалению, GPS III не решит всех проблем с надежностью навигации. Директор по развитию из компании Lockheed Martin Скотт Линделл отмечает, что спутники нового поколения все так же уязвимы перед GPS-спуфингом, т.е. подменой истинного сигнала ложным. Это представляет большую опасность. Так, например спуфингом в США пользуются преступники, а иранцы подобным методом перехватили секретный американский беспилотник RQ-170. Возможно, будут приняты специальные идентификационные коды, удостоверяющие подлинность навигационного сигнала, однако они не являются частью современной GPS III и пока не ясно, когда и как они будут внедряться.

Военные специалисты считают, что необходимо вновь активировать "запасную" радионавигационную систему LORAN-С (Long Range Navigation). LORAN использовали в качестве резервной до 2010 года, когда приказом Министерства национальной безопасности систему отключили. Данная система представляет собой "аварийную" альтернативу системе GPS и является более устойчивой к помехам, но имеет меньшую точность (не превосходит 300 метров). Глушить сигналы LORAN-C гораздо сложнее, чем сигналы GPS, так как длина волны LORAN-C составляет 3000 м. Кроме того, система сертифицирована как международная, поэтому глушение ее сигналов вне национальной территории может привести к излишним международным осложнениям. 
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~hbrSe
23.12.2024
Искусственный интеллект (ИИ) окажет значительное влияние на использование космических активов в будущих войнах. Благодаря ему, эти активы будут развёртываться, управляться и защищаться по-новому. Размышляя о том, как ИИ будет воевать в космосе, надо начать с улучшения спутниковых операций и автономности.
18.12.2024
Близка к завершению сделка, в рамках которой Индия закупает у России систему раннего предупреждения с дальностью обнаружения более 6000 километров. Цена вопроса – $4 млрд.
13.12.2024
Qianfan, похоже, спроектирован в таком же героическом масштабе. Документы, поданные в Международный союз электросвязи, который регулирует такие вещи, предполагают, что созвездие может в конечном итоге вырасти до почти 14 000 спутников.
11.12.2024
Городская среда постоянно создаёт проблемы для глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) – высокие здания, автомобили и другие препятствия часто нарушают сигналы и вызывают ошибки вне прямой видимости.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.