Технологии

GPS: Возможности M-кода, отданного на аутсорсинг, вызывают большие сомнения

8 Апреля 2022
GPS: Возможности M-кода, отданного на аутсорсинг, вызывают большие сомнения

Системы ведения боевых действий полагаются на GPS для обеспечения кибербезопасного и точного позиционирования, навигации и синхронизации (PNT). В недавнем отчёте Министерства обороны США об эксплуатационных испытаниях и оценке, наряду со всем тактическим вооружением США, рассматривалась адекватность текущего оборудования GPS, стратегии испытаний и планы будущей оперативной эффективности. Однако, в Штатах, обнаружились причины для беспокойства.

В течение почти 20 лет Министерство обороны США (DOD) предпринимало многомиллиардные усилия по модернизации и поддержке GPS, сосредоточенные на возможностях М-код (M-code, Military Code - навигационный сигнал для военных целей). М-код обеспечивает, после полной активации, более мощные и зашифрованные сигналы, защищённые от помех, спуфинга и прочих флуктуаций. Его «система систем» требует для эффективной работы три взаимосвязанных компонента:

• спутники с возможностью вещания (космос);

• капитально отремонтированная и обновлённая наземная система управления комплексным программным обеспечением (управление);

• пользовательское оборудование для бойцов для приёма и ввода в информации PNT (пользователь).

Департамент эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США (DOT&E) отслеживает 234 программы приобретений. Оценивается, есть ли у Министерства обороны преимущество, необходимое для защиты родины и союзников, а также для достижения стратегических целей США. Во введении к годовому отчёту DOT&E за 2021 финансовый год организационная необходимость резюмируется следующим образом:

«Есть три императива боя. Первый — «верить в свою миссию»; второе — «верить в своих командиров». Для сообщества оперативных испытаний особое значение имеет третий императив: «верить в свое оружие и технику».

Усилия ВС США по созданию защищённого от помех GPS-оружия не только отстают от графика, но и в целом продолжают отставать от коммерческих технологий. Поскольку «отсутствие приёмников, поддерживающих М-код, ограничивает использование М-кода военными США и их союзниками», подразделения теперь получают заказы напрямую от коммерческих поставщиков.

Наземная система управления OCX, предназначенная для управления созвездием GPS III и военным пользовательским оборудованием GPS (MGUE) с поддержкой M-кода, ещё не полностью и жизнеспособно не появилась на сцене, хотя её первоначально запланированная дата поставки уже прошла.

Полный контроль над модернизированными сигналами гражданского и M-кода и функциями навигационной войны, а также улучшенная кибербезопасность по-прежнему откладываются из-за продолжающихся задержек с разработкой и развёртыванием системы оперативного управления (OCX) следующего поколения, а также задержек с вводом в эксплуатацию приёмников с поддержкой М-кода для использования истребителями США и их союзников.

Задержки с выпуском окончательных программных и аппаратных сборок оборудования MGUE Increment 1, даже несмотря на то, что уже начался Increment 2, повлияли на графики испытаний и вызвали опасения, что после окончательного производства и ввода в эксплуатацию оборудование может включать в себя устаревшие компоненты или само устареть.

DOT&E планирует и оценивает. Что касается планирования, его генеральный план корпоративного тестирования и оценки GPS (E-TEMP) продолжает развиваться. DOT&E частично пересмотрела E-TEMP в 2021 году, но планирует внести дополнительные коррективы для удовлетворения требований космической угрозы, потребностей в кибертестировании и одновременной поставки OCX, MGUE Increment 2, модернизированной системы управления системой обнаружения ядерной детонации, спутников GPS IIIF, и ОСХ Блок 3F.

Проблема с приёмником М-кода связана с чрезвычайно сложными техническими проблемами. Важная причина отсутствия в настоящее время возможностей М-кода – в том, что приёмники М-кода должны быть встроены в сложные, закрытые и проприетарные системы. Это приводит к дорогостоящему и длительному процессу интеграции и сертификации новой технологии в существующие сегодня проприетарные системы PNT, привязанные к поставщику.

Минобороны продолжает работать над проблемой. Стремление военных к приобретению технологии PNT с использованием метода сбора данных, основанного на модульном подходе к открытой системе (MOSA), будет иметь большое значение для исправления этого недостатка и устранения барьеров, которые в настоящее время препятствуют быстрому внедрению и обновлению технологии.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Inside GNSS
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~sLeOq
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.