Гибрид самолёта и дирижабля будет раздавать 6G
Инжиниринговый центр МИФИ планирует разработать технологический задел для создания тяжёлой стратосферной платформы, способной работать автономно до 1000 часов и интегрироваться в распределённую многоуровневую неназемную сеть.
Учёные предлагают инновационный проект, сочетающий в себе лучшие характеристики дирижабля и самолёта. Дирижабли обладают высокой грузоподъёмностью и длительным временем пребывания в воздухе, однако они дороги в эксплуатации и подвержены влиянию ветра. Самолёты, напротив, эффективны с точки зрения аэродинамики и устойчивы к ветровым нагрузкам, но их полёт ограничен из-за невозможности полного использования солнечной энергии в наших широтах.
Предлагаемый в МИФИ концепт имеет достоинства аппаратов легче воздуха (нулевая плавучесть в стратосфере – нет необходимости расходовать энергию на поддержание полёта), и в тоже время обладает аэродинамическими качествами, свойственными аппаратам самолётного типа, позволяющими противостоять сильным ветрам с минимальными энергетическими затратами.
Как сообщает портал MashNews, платформа может стать элементом телеком-инфраструктуры, позволяющим создать фундамент для перехода к раcпределённым сетям 6G. Платформа также может обеспечивать мониторинг земной поверхности.
В рамках гранта планируется выпуск двух полноразмерных лётных образцов и в перспективе создание линейки высотных атмосферных платформ – от легкой к тяжёлой.
Платформа лёгкого класса будет представлять собой самолёт с высоким аэродинамическим качеством и автономностью до пяти суток.
Платформа среднего класса – это «летающее крыло» с эффективной дизельной системой и автономностью до двух недель.
Платформа тяжёлого класса предназначена для развёртывания в стратосфере, имеет нулевую плавучесть и криогенную силовую установку, что делает её принципиально новым решением на рынке беспилотных авиационных систем.
Каждый аппарат будет закрывать свою рыночную нишу, при этом доход от эксплуатации лёгкой платформы позволяет финансировать разработку платформ среднего и тяжёлого класса.
Лёгкая платформа, более простая по устройству, будет готова к апробации уже к 2026 году. К 2027 году планируется завершить несколько пилотных проектов и приступить к коммерческой эксплуатации. В частности, запланированы серия пилотных запусков в республике Саха-Якутия и проект по обеспечению связи для беспилотных грузовиков.
В рамках проекта планируется апробация D2D-коммуникаций сотовой сети на базе высотной платформы, в ходе чего будет решаться проблема компенсации задержек и потерь сигналов. Для обеспечения стабильности зоны покрытия планируется использовать уже частично разрабатываемые в МИФИ сервисы высокоточной микронавигации, основанные на комбинационных инерциальных системах с высокоточными квантовыми магнитометрами.
Полезная нагрузка платформы включает MIMO-систему с адаптивной фазированной антенной решёткой и до трёх каналов базовой станции с пропускной способностью до 120 МГц. Она реализует стек 5G L1–L3 с автономной работой DU+RU на борту беспилотного воздушного судна, обеспечивая покрытие от 150 до 450 квадратных километров.
