Технологии

Гибрид самолёта и дирижабля будет раздавать 6G

11 Декабря 2025

Инжиниринговый центр МИФИ планирует разработать технологический задел для создания тяжёлой стратосферной платформы, способной работать автономно до 1000 часов и интегрироваться в распределённую многоуровневую неназемную сеть.

Учёные предлагают инновационный проект, сочетающий в себе лучшие характеристики дирижабля и самолёта. Дирижабли обладают высокой грузоподъёмностью и длительным временем пребывания в воздухе, однако они дороги в эксплуатации и подвержены влиянию ветра. Самолёты, напротив, эффективны с точки зрения аэродинамики и устойчивы к ветровым нагрузкам, но их полёт ограничен из-за невозможности полного использования солнечной энергии в наших широтах.

Предлагаемый в МИФИ концепт имеет достоинства аппаратов легче воздуха (нулевая плавучесть в стратосфере – нет необходимости расходовать энергию на поддержание полёта), и в тоже время обладает аэродинамическими качествами, свойственными аппаратам самолётного типа, позволяющими противостоять сильным ветрам с минимальными энергетическими затратами.

Как сообщает портал MashNews, платформа может стать элементом телеком-инфраструктуры, позволяющим создать фундамент для перехода к раcпределённым сетям 6G. Платформа также может обеспечивать мониторинг земной поверхности.

В рамках гранта планируется выпуск двух полноразмерных лётных образцов и в перспективе создание линейки высотных атмосферных платформ – от легкой к тяжёлой.

Платформа лёгкого класса будет представлять собой самолёт с высоким аэродинамическим качеством и автономностью до пяти суток.

Платформа среднего класса – это «летающее крыло» с эффективной дизельной системой и автономностью до двух недель.

Платформа тяжёлого класса предназначена для развёртывания в стратосфере, имеет нулевую плавучесть и криогенную силовую установку, что делает её принципиально новым решением на рынке беспилотных авиационных систем.

Каждый аппарат будет закрывать свою рыночную нишу, при этом доход от эксплуатации лёгкой платформы позволяет финансировать разработку платформ среднего и тяжёлого класса.

Лёгкая платформа, более простая по устройству, будет готова к апробации уже к 2026 году. К 2027 году планируется завершить несколько пилотных проектов и приступить к коммерческой эксплуатации. В частности, запланированы серия пилотных запусков в республике Саха-Якутия и проект по обеспечению связи для беспилотных грузовиков.

В рамках проекта планируется апробация D2D-коммуникаций сотовой сети на базе высотной платформы, в ходе чего будет решаться проблема компенсации задержек и потерь сигналов. Для обеспечения стабильности зоны покрытия планируется использовать уже частично разрабатываемые в МИФИ сервисы высокоточной микронавигации, основанные на комбинационных инерциальных системах с высокоточными квантовыми магнитометрами.

Полезная нагрузка платформы включает MIMO-систему с адаптивной фазированной антенной решёткой и до трёх каналов базовой станции с пропускной способностью до 120 МГц. Она реализует стек 5G L1–L3 с автономной работой DU+RU на борту беспилотного воздушного судна, обеспечивая покрытие от 150 до 450 квадратных километров.

 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~uDH8i
10.12.2025
Главный редактор делового журнала «Монокль» Татьяна Гурова в беседе с доцентом учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Виктором Углевым поставила перед ним вопросы: в правильном ли направлении развивается ИИ как технология? надо ли тратить такие гигантские ресурсы именно на генеративный ИИ? и как человечеству грамотно использовать тот технологический аппарат, который уже сегодня создан в рамках развития всего широкого направления, обозначаемого как искусственный интеллект?
04.12.2025
MES-системы (Manufacturing Execution System — специализированное программное обеспечение для управления и оптимизации производственных процессов в реальном времени) уже стали стандартом в российской производственной сфере. Они внедрены на 82% крупных промышленных предприятий, тогда как IoT-платформы присутствуют только у 54% таких компаний.
02.12.2025
Искусственный интеллект (ИИ) — это технология, которая может кардинально изменить наш мир, открывая новые горизонты в науке и помогая решать самые сложные задачи, с которыми сталкивается человечество. Теперь перед нами стоит вопрос: где найти наилучшие пути для полного раскрытия его потенциала.
02.12.2025
Объём российского рынка Big Data к 2030 году может достичь 1,2 трлн рублей. Так прогнозирует Ассоциация больших данных (АБД), в которую входят такие компании, как «Сбер», «Яндекс» и VK.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.