Технологии

Эксперт о «зрении» современных беспилотных машин

16 Ноября 2022
Эксперт о «зрении» современных беспилотных машин

Беспилотные автомобили должны быть полностью автономны и безопасны для того, чтобы войти в повседневную жизнь людей. Выпускник Геофизического Отделения Геологического факультета МГУ, журналист Олег Горяйнов рассказал в статье журнала «Вестник ГЛОНАСС» о том, как «видят» окружающий мир беспилотные авто.

Он отметил, что ориентироваться в пространстве и дорожном движении беспилотникам помогают датчики двух видов: пассивные и активные. «Пассивные датчики обнаруживают существующую в окружающем пространстве энергию, такую как свет или излучение, отразившееся от объектов вокруг. Первыми датчиками, которые использовались в автономном транспорте, были цифровые камеры», - сказал эксперт.

При этом, в отрасли считаются, что автомобили, которые полагаются только на пассивные оптические датчики, достаточно безопасны для использования в городах. Основная проблема пассивных датчиков, как отмечает Олег Горяйнов, – недостаточная работоспособность при слабом освещении или при плохих погодных условиях. Поэтому разработчики беспилотников не стали полагаться полностью на данные, получаемые с камер, и подключили активные датчики.

«В отличие от пассивных, активные датчики имеют источник передачи сигнала и используют принцип времени пролёта для обнаружения окружающей среды. Другими словами, они посылают свой собственный электромагнитный сигнал и воспринимают его отражение. Эти датчики уже используются в автомобильных продуктах уровня 1 или 2, например, для помощи в удержании полосы движения», - рассказал эксперт.

К активным датчикам относятся: радары, лидары и сонары. Radar (RAdio Detection And Ranging) использует радиоволны для измерения дальности, являя собой, по сути, радиолокатор. Основные преимущества радара – его надёжность, низкая стоимость и устойчивость к слабому освещению и плохим погодным условиям. Однако радар может обнаруживать объекты только с низким пространственным разрешением и без достаточной информации о пространственной форме объекта, поэтому различение нескольких объектов или разделение объектов по направлению прибытия может быть затруднено.

Ультразвуковые датчики (также называемые SONAR; Sound NAvigation Ranging) используют ультразвуковые волны для измерения дальности и на сегодняшний день являются самыми дешёвыми из этих систем. На сонар легко воздействуют неблагоприятные условия окружающей среды, такие как дождь и пыль.

Lidar (лидар, Light Detection And Ranging) использует свет в виде импульсного лазера. Датчики лидар могут обнаружить объекты и их движение, чтобы создать трёхмерную карту с радиусом действия до 250 м. Лидар, как правило, даёт очень

подробную картинку окружающего мира, которая позволяет рассмотреть даже различные текстуры поверхности и довольно мелкие детали проезжающих автомобилей. Лидар способен видеть такие вещи, как выбоины (ямы) и крышки люков на дороге.

«Когда движение BLM потребовало запретить разработки автономных автомобилей из-за того, что, согласно исследованию Технологического института Джорджии от 2019 года, AV будут замечать на дороге только белых пешеходов, именно лидар успокоил возмущённые чернокожие массы и спас беспилотные технологии. Было объявлено, что лидар в состоянии различить негра на велосипеде даже в полной темноте», - отметил эксперт.

Система имеет только один минус - цена, на сегодняшний момент лидар доступен не всем.

Полную версию статьи читайте в журнале «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~A30fJ
18.04.2025
22 апреля 2025 года в рамках XVIII Международного Навигационного форума состоится торжественная церемония вручения ежегодной премии Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в области навигации. В 2008 году Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» учреждена ежегодная премия в области навигации, вручаемая в двух номинациях: «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» и «За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС».
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.