Технологии

Что за спутниковую систему для доступа в интернет строит Китай?

13 Декабря 2024
Что за спутниковую систему для доступа в интернет строит Китай?

Ракета Long March-6a стартовала из Тайюаньского спутникового центра в провинции Шаньси на севере Китая. На борту находилась третья партия спутников для сети Qianfan, или SpaceSail, которые нацелены на развёртывание «мега-созвездия» из тысяч спутников для предоставления быстрого доступа в интернет пользователям в любой точке мира.

Qianfan будет похожа на «Старлинк», спутниковый интернет-сервис, предоставляемый «Спейс Икс». Предоставление быстрого, высокоскоростного интернета в любой точке Земли требует огромного количества спутников. У «Старлинка» их на орбите уже почти 7000 и есть регулирующее разрешение на запуск до 12 000 в течение следующих нескольких лет, а всего их должно быть 42 000.

Qianfan, похоже, спроектирован в таком же героическом масштабе. Документы, поданные в Международный союз электросвязи, который регулирует такие вещи, предполагают, что созвездие может в конечном итоге вырасти до почти 14 000 спутников. Первые две партии, по 18 спутников в каждой, были запущены в августе и октябре. Сообщения в китайских государственных СМИ предполагают наличие 648 спутников в космосе к концу 2025 года. Qianfan, который поддерживается правительством Шанхая, похоже, обогнал GuoWang, похожее созвездие, поддерживаемое центральным правительством Китая.

Система могла бы помочь подключить к интернету людей в сельской глубинке Китая. Несмотря на быструю индустриализацию страны, там около 300 млн человек не имеют постоянного доступа к Интернету. «Старлинк» не вариант, поскольку не имеет лицензии на эксплуатацию в Китае, власти которого управляют сложной и всеобъемлющей системой интернет-цензуры. Qianfan может найти рынки и за рубежом — помимо Китая, «Старлинку» также запрещено работать в Иране и России.

Даже страны, которые не настроены открыто враждебно по отношению к Америке, могли бы приветствовать конкурента «Старлинка», говорит Стивен Фелдштейн, аналитик Фонда Карнеги за международный мир.

Например, в ноябре Qianfan объявила о сделке с правительством Бразилии. Ранее в этом году г-н Маск вступил в ожесточенную публичную ссору с бразильским судьёй, который расследовал X, социальную сеть, которой владеет г-н Маск. В рамках спора бразильские банковские счета «Спейс Икс» были заморожены. После этого фирма заявила, что не будет выполнять приказ судьи о блокировке доступа бразильских пользователей к X.

Qianfan является частью набора технологий, которые составляют космические амбиции Китая. «Мы увидели довольно широкий толчок, когда дело доходит до китайских инвестиций в космические технологии», — говорит г-н Фельдштейн. Он приводит в пример такие проекты, как серия космических станций Tiangong или миссия Chang'e-6, которая в июне стала первым зондом, вернувшим образцы, взятые с обратной стороны Луны, а также амбиции Китая по высадке астронавтов на Луну к 2030 году.

Однако, вместо научных новинок или престижа в исследовании космоса, Qianfan, скорее всего, будет использоваться в военных целях. «Становится всё более очевидным, что мега-созвездия являются стратегически важной частью инфраструктуры для стран определённого размера и амбиций», — говорит Блейн Курсио, управляющий «Орбитал Гэйтвэй Консалтинг», компанией из Гонконга. Правительство Китая сделало строительство мега-созвездия в стиле «Старлинка» официальным приоритетом в 2020 году. Правительства Европы, Индии, России и Тайваня выразили заинтересованность в создании собственных созвездий.

Напомним, что «Старлинк» воюет против нас на Украине, где противник полагается на него как на средство быстрой, повсеместной связи на передовой: от управления беспилотниками до связи со штабом. Помимо использования там, компания создала специальное правительственное подразделение под названием «Старшилд». Она подписала соглашения с Космическими силами США и с Национальным разведывательным управлением, которое управляет шпионскими спутниками страны.

Один из надвигающихся вопросов заключается в том, как быстро Китай сможет построить систему, которую он разработал на бумаге. В настоящее время у страны нет доступа к многоразовым (и, следовательно, гораздо более дешёвым) ракетам, таким как Falcon 9, которые используются для запуска спутников Starlink, не говоря уже о гораздо более крупной и дешёвой ракете Starship, которую компания тестирует. Маску также удалось снизить стоимость как самих спутников, так и высокотехнологичных антенн, необходимых для приёма их сигналов на земле.

Но Китай хорош в массовом производстве. И, по словам Курсио, у него есть процветающий кластер из 40-50 стартапов по запуску ракет, многие из которых усердно работают над многоразовыми ракетами. Некоторые из этих инженеров, похоже, делали обильные заметки: на торговой выставке, состоявшейся в ноябре, контролируемая государством Китайская академия технологий ракет-носителей представила версию Long March-9, новой ракеты, которую она разрабатывает, которая имела поразительное сходство со Starship компании. По-видимому, она должна совершить свой первый полёт в 2033 году.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~SOq8L
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.