Технологии

Быстрого технологического решения проблемы помех с GPS не просматривается

29 Января 2024
Быстрого технологического решения проблемы помех с GPS не просматривается

Глобальные регуляторы, специалисты по авиационной безопасности и производители не смогли достичь соглашения о быстром техническом решении проблемы спуфинга GPS (ГНСС США) вблизи зон военных действий. Вместо того они призвали к лучшей подготовке пилотов для решения этой проблемы.

Авиакомпании забили тревогу после серии инцидентов, когда навигационные системы были взломаны и показывали ложное местоположение или неправильное время, между тем как управление полётом самолёта продолжалось.

Спуфинг может включать в себя отправку ложных сигналов GPS самолёту или беспилотнику, чтобы препятствовать его функционированию, что оказывает побочный эффект на близлежащие авиалайнеры.

По данным отраслевой группы «ОпсГруп», глушение GPS и спуфинг сильно участились в Восточной Европе, на Чёрном море и на Ближнем Востоке.

GPS является растущей частью авиационной инфраструктуры, поскольку она заменяет традиционные радиолучи, используемые для направления самолётов на посадку.

GPS-интерференции «могут создать значительные проблемы для авиационной безопасности» и требуют, чтобы авиакомпании увеличивали обмен данными о попытках глушения и спуфинга, говорится в совместном заявлении агентства по авиационной безопасности Евросоюза (EASA)и торговой группой «Международная ассоциация воздушного транспорта» (IATA).

Специалисты заявили, что нужен скоординированный сбор и обмен данными о безопасности ГНСС; универсальное процедурное руководство по инцидентам с ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) от производителей самолётов; обязательство государств сохранить традиционные навигационные системы в качестве резервных в случаях, когда сигналы ГНСС подделаны или заглушены.

Увеличение объёмов пилотного обучения может помочь найти решение проблемы, которое, по словам экспертов, усугубится с усилением глобального конфликта, но для утверждения и стандартизации любой технологии потребуется больше времени.

Сектор должен сохранить некоторые из старых технологий в качестве альтернативы ухудшению проблем с GPS, заявили чиновники.

Хотя технические решения также являются вариантом, они могут быть дорогими, сложными и не всегда эффективными, в зависимости от того, какой вид спуфинга используется.

По мере того, как GPS-интерференционные атаки становятся всё более сложными, технические решения должны будут постоянно обновляться, создавая игру в кошки-мышки.

Долгосрочным решением, которое также обсуждалось, была разработка второго уровня аутентификации, который помог бы проверить, не подделан ли сигнал GPS.

По словам источников, эта технология была разработана в рамках европейской программы Galileo, но широко не используется.

Регулирующие органы заявили, что маловероятно, что будут внесены какие-либо изменения в темпы сертификации определённых технологий, что утвердить их в гражданской авиации можно будет, возможно, лет через десять.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~9eAyb
17.07.2025
В условиях постоянно меняющегося городского ландшафта важно успевать за скоростью изменений. Города расширяются, здания растут, появляются новые дороги, а модели землепользования меняются, иногда даже в одночасье. Традиционно для отслеживания этих изменений требовалось проводить съёмки вручную и анализировать изображения, что занимало много времени.
16.07.2025
В настоящий момент с участием заинтересованных потребителей ведутся работы по увеличению времени автономной работы алгоритма навигации – без ГНСС. Отрабатываются при натурных испытаниях программные настройки интеграции с датчиком баровысоты, автоматическое вычисление скорости ветра на этапе полёта в зоне приёма достоверных сигналов ГНСС и автоматическая подстройка датчика воздушного потока (ДВП).
16.07.2025
В эксплуатацию официально введена космическая система радиолокационных спутников дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА». В состав системы входят два спутника: «Кондор-ФКА» №1 и «Кондор-ФКА» №2. Первый спутник был запущен на орбиту в 2023 году, а второй — в ноябре 2024 года.
14.07.2025
При поддержке научно-исследовательских и испытательных центров Корнеллского университета компания AVS US осуществила запуск двух космических аппаратов 23 июня.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.