Технологии

Будущее навигации в заимствовании технологии у насекомых?

12 Сентября 2024
Будущее навигации в заимствовании технологии у насекомых?

Насекомые, эволюционировавшие 130 миллионов лет назад, помогают усовершенствовать навигационные системы беспилотников, роботов и орбитальных спутников.

Навозный жук — первый известный вид, использующий Млечный Путь ночью для навигации, которые ориентируются на звёзды как на ориентир, чтобы катить шарики навоза по прямой линии – подальше от своих конкурентов.

Современные инженеры моделируют ту же технику, которую использует навозный жук, для разработки датчика на базе искусственного интеллекта, который может точно определять ориентацию Млечного Пути в условиях низкой освещённости.

Профессор Джаван Чал из Университета Южной Австралии и его команда аспирантов использовали компьютерное зрение, чтобы продемонстрировать, что большая полоса света, образующая Млечный Путь, не подвержена размытости из-за движения, в отличие от отдельных звёзд.

«Ночные навозные жуки активно двигают головой и телом, когда катят по полю шарики навоза, и им нужна фиксированная точка ориентации в ночном небе, чтобы они могли двигаться по прямой, — говорит профессор Чал. – Их крошечные сложные глаза затрудняют различение отдельных звёзд, особенно во время движения, тогда как Млечный Путь хорошо виден».

В серии экспериментов с использованием камеры, установленной на крыше транспортного средства, исследователи UniSA сделали снимки Млечного Пути, когда транспортное средство было как неподвижным, так и движущимся. Используя информацию из этих изображений, они разработали систему компьютерного зрения, которая надёжно измеряет ориентацию Млечного Пути, что является первым шагом на пути к созданию навигационной системы.

Результаты их исследования опубликованы в журнале Biomimetics.

Аспирант Университета Южной Австралии Итин Тао, утверждает, что датчик ориентации может стать резервным методом стабилизации спутников и помочь дронам и роботам ориентироваться в условиях низкой освещённости, даже если изображение сильно размыто из-за движения и вибрации.

«На следующем этапе я хочу установить алгоритм на беспилотник и позволить ему управлять самолётом в полёте ночью», — говорит Тао.

Солнце помогает многим насекомым ориентироваться в течение дня, включая ос, стрекоз, медоносных пчел и пустынных муравьев. Ночью луна также служит ориентиром для ночных насекомых, но она не всегда видна, поэтому навозные жуки и некоторые моли используют для ориентации Млечный Путь.

Профессор Чал говорит, что зрение насекомых уже давно вдохновляет инженеров в вопросах навигационных систем.

«Насекомые решали навигационные задачи миллионы лет, включая те, с которыми не справляются даже самые продвинутые машины. И они делали это в своём крошечном корпусе. Их мозг состоит из десятков тысяч нейронов по сравнению с миллиардами нейронов у людей, и тем не менее им всё равно удается находить решения в окружающем мире».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~VE1NA
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.