Технологии

Большие данные для подключённого автомобиля требуют большой ответственности по обеспечению безопасности

30 Июля 2024
Большие данные для подключённого автомобиля требуют большой ответственности по обеспечению безопасности

Автомобильная промышленность переживает глубокий сдвиг в сторону решений на основе подключения и данных. Возьмём, к примеру, подключённые автомобили. Когда-то это была роскошь. Теперь это – смена парадигмы развития автопрома. От навигации в реальном времени и предиктивного обслуживания до развлекательных систем, современные автомобили превращаются в интеллектуальные взаимосвязанные платформы. Обилие датчиков, модулей ГНСС и коммуникационных устройств в подключённых автомобилях также генерирует беспрецедентный объём данных, которые затем можно использовать для оптимизации производительности.

Аналитика Больших данных (Big Data) играет ключевую роль в раскрытии полного потенциала этих данных. Что это может означать для будущего?

Одной из существенных проблем автомобильной промышленности всегда было техническое обслуживание транспортных средств. Вот почему внедрение предиктивного обслуживания, подпитываемого Большими данными, стало переломным моментом.

В то время как традиционные методы полагаются на плановое обслуживание или реактивный ремонт после поломки, что приводит к ненужным расходам и неэффективности, предиктивное обслуживание использует огромные объёмы данных, генерируемых оборудованием, датчиками и другими взаимосвязанными устройствами. Собирая, обрабатывая и анализируя эти огромные наборы данных, можно обнаружить закономерности и тенденции, а затем использовать их для повышения эффективности работы.

В результате, производители автомобилей и поставщики услуг могут предсказать, когда детали, скорее всего, выйдут из строя, что позволяет проводить упреждающее техническое обслуживание, минимизировать время простоя для потребителей, продлевать срок службы техники и экономить ценные ресурсы.

Топливная эффективность остается ключевой проблемой как для потребителей, так и для производителей. Однако и здесь аналитика Больших данных становится вполне жизнеспособным средством повышения эффективности. Например, можно собирать и анализировать модели вождения, условия окружающей среды и работу двигателя, что даёт ценную информацию.

Одним из примеров является сильно перегруженное движение; с помощью данных о дорожном движении в реальном времени, подключённые автомобили могут рекомендовать оптимальные маршруты своему владельцу, тем самым значительно сокращая расход топлива. Производители также могут использовать эти собранные данные для проектирования более экономичных транспортных средств и улучшения характеристик двигателя.

Однако этот сдвиг в сторону принятия решений на основе данных не только способствует повышению эффективности. Он также поощряет более устойчивый подход в автомобильной промышленности, который соответствует более широким общественным инициативам, направленным на сокращение нашего углеродного следа.

Обилие данных, собираемых подключёнными автомобилями в режиме реального времени, начиная от дорожных условий и заканчивая поведением водителя, — это «золотая жила» для улучшения функций безопасности. Расширенная аналитика данных может обрабатывать эту информацию для создания интеллектуальных систем, которые выходят за рамки традиционных механизмов безопасности. Например, обнаружение столкновений не просто реактивно — оно становится проактивным, с возможностью анализа закономерностей данных и прогнозирования потенциальных рисков. Предупреждения о выезде с полосы движения также используют данные в режиме реального времени для оповещения водителей, когда они непреднамеренно отклоняются от курса, обеспечивая дополнительный уровень безопасности за пределами непосредственного осознания водителя.

Кроме того, непрерывный анализ данных преобразует адаптивный круиз-контроль, являющийся неотъемлемой частью подключённых автомобилей, в более отзывчивую и адаптивную систему. Эти системы могут регулировать скорость автомобиля в зависимости от условий дорожного движения в реальном времени, повышая не только удобство водителя, но и общую безопасность дорожного движения.

Наконец, истинная сила этих подключённых автомобилей заключается в их способности предсказывать и предотвращать аварии с помощью предиктивной аналитики. Анализируя исторические данные и текущие условия, подключённые автомобили могут предвидеть потенциальные опасности и автоматически предпринимать превентивные действия.

Персонализация стала ключевой тенденцией в различных отраслях за последние несколько лет, и автомобильный сектор — не исключение. В основе персонализации опять же лежат Большие данные. Расширенная аналитика используется для определения индивидуальных предпочтений и поведения водителя, тем самым создавая более персонализированный опыт вождения.

Например, музыкальные рекомендации могут выходить за рамки базовых жанровых предпочтений, вместо этого углубляясь в анализ настроения, чтобы курировать плейлисты, которые синхронизируются с эмоциональным состоянием водителя. Навигационные системы также могут предлагать альтернативные маршруты на основе прошлого поведения водителя и предпочтительных живописных маршрутов, гарантируя, что поездка будет соответствовать личным предпочтениям. И по мере того, как аналитика Больших данных и подключённые автомобили продолжают развиваться, потенциал для ещё более сложной персонализации будет расти, обещая будущее, в котором автомобиль станет продолжением личности водителя и личных вкусов.

Хотя аналитика Больших данных в подключённых автомобилях может иметь огромные преимущества, нельзя упускать из виду проблемы, связанные с безопасностью и конфиденциальностью данных. Огромный объём генерируемых данных представляет собой реальную цель для потенциальных киберугроз. Поэтому важно, чтобы были приняты надёжные меры безопасности для защиты конфиденциальной информации, создаваемой и передаваемой подключёнными автомобилями, и предотвращения любых возможных нарушений или попыток взлома.

Чтобы добиться этого, производители внедрят протоколы шифрования для данных в пути и укрепят системы хранения в самом транспортном средстве. Постоянные обновления и исправления ПО также необходимы для смягчения уязвимостей и для того, чтобы оставаться на шаг впереди развивающихся киберугроз.

Однако обеспечение безопасности и защиты подразумевает не только технологические решения. Установление доверия с потребителями не менее важно. Учитывая это, производителям необходимо принять прозрачную политику в отношении сбора, хранения и использования данных, чётко информируя потребителей о том, как будет обрабатываться их информация. Такая прозрачность помогает уменьшить беспокойство потребителей и повысить уровень их уверенности, гарантируя им, что их конфиденциальность является главным приоритетом.

Хорошее, похоже, перевешивает любые потенциальные опасения. Ожидается, что по мере того, как автомобильная промышленность всё больше вступает в эпоху подключённых автомобилей, аналитика Больших данных продолжит играть роль фактора, меняющего правила игры.

От предиктивного обслуживания до персонализированного опыта вождения, знания, полученные из данных подключённых автомобилей, проложат путь к более эффективной и интеллектуальной экосистеме. По мере развития технологий, связь между подключёнными автомобилями и большими данными будет определять будущее вождения, делая его более безопасным, эффективным и более соответствующим потребностям каждого водителя.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ZcXVI
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.