Технологии

Без передовой спутниковой навигации невозможно представить развитие космической отрасли

5 Июня 2023
Без передовой спутниковой навигации невозможно представить развитие космической отрасли

Благодаря быстрому развитию технологий спутниковой навигации, будущее космических миссий выглядит ярче, чем когда-либо. По мере того, как продолжается исследоваться космос, расширяя понимание Вселенной, спутниковые навигационные системы играют всё более важную роль в успехе этих миссий. Спутниковая навигация революционизирует то, как человечество исследует последний рубеж.

Одним из наиболее значительных достижений в технологии спутниковой навигации стала разработка глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Эти системы (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) предоставляют точную и надёжную информацию о местоположении, навигации и времени пользователям. По мере того, как всё больше стран инвестируют в свои собственные ГНСС, будущее космических полётов будет во многом зависеть от повышения доступности и точности спутниковых навигационных данных.

В дополнение к ГНСС, другие технологии спутниковой навигации также развиваются для решения уникальных задач космических исследований. Например, разработка автономных навигационных систем позволяет космическим кораблям перемещаться в космосе, не полагаясь на постоянную связь с наземным управлением. Это особенно важно для полётов в дальний космос, где задержки связи могут сделать традиционные методы навигации непрактичными. Используя передовые алгоритмы и бортовые датчики, автономные навигационные системы могут точно определять положение и траекторию космического корабля, позволяя ему перемещаться по космосу с минимальным вмешательством человека.

Ещё одним захватывающим событием в технологии спутниковой навигации является использование искусственного интеллекта (AI) и машинного обучения. Эти технологии интегрируются в спутниковые навигационные системы для повышения их точности и надёжности. Например, AI можно использовать для анализа огромных объёмов данных с нескольких ГНСС, что позволяет получать более точную информацию о местоположении. Алгоритмы машинного обучения также можно использовать для прогнозирования орбит спутников и выявления потенциальных опасностей, таких как космический мусор, которые могут представлять угрозу для космических аппаратов.

Преимущества передовой спутниковой навигации не ограничиваются полётами в дальний космос. Они также играют решающую роль в растущей сфере обслуживания спутников и удаления космического мусора. По мере того, как количество спутников на орбите продолжает увеличиваться, возрастает и риск столкновений и образования космического мусора. Усовершенствованные спутниковые навигационные системы могут помочь снизить этот риск, предоставляя точную информацию о местоположении и обеспечивая точные орбитальные манёвры. Это будет иметь важное значение для будущих миссий, направленных на обслуживание или дозаправку спутников, а также на удаление космического мусора с орбиты.

Кроме того, ожидается, что спутниковая навигация будет играть ключевую роль в будущих пилотируемых космических полётах. Точные и надёжные навигационные данные будут иметь важное значение для успеха этих миссий, особенно когда речь идёт о посадке на лунную поверхность. Усовершенствованные спутниковые навигационные системы также будут иметь решающее значение для будущих пилотируемых полётов на Марс и в другие места в нашей Солнечной системе.

Cледует отметить, что будущее космических полётов неразрывно связано с дальнейшим развитием и совершенствованием технологий спутниковой навигации. По мере того, как мы раздвигаем границы человеческих исследований и стремимся раскрыть тайны Вселенной, передовая спутниковая навигация станет незаменимым инструментом в нашем стремлении покорить космос. Потенциальные области применения этой технологии обширны и разнообразны. По мере того, как мы продолжаем инвестировать в эти системы и развивать их, мы можем рассчитывать на будущее освоения космоса, которое будет более амбициозным, более эффективным и более захватывающим, чем когда-либо прежде.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~yzHNK
14.07.2025
При поддержке научно-исследовательских и испытательных центров Корнеллского университета компания AVS US осуществила запуск двух космических аппаратов 23 июня.
14.07.2025
Россия внедряет технологию роевого управления, которая позволяет беспилотникам общаться друг с другом и определять, кто какую атакует цель. Также наблюдаются тактические изменения, утверждается новостным разделом портала, wiadomosci.onet. pl c отсылкой на высказывание боевика ВСУ.
11.07.2025
Стремительное развитие беспилотных летательных аппаратов на малой высоте в качестве нового вида транспорта стало мощным стимулом для развития рынка. Однако появление беспилотников «чёрного полёта», которые не передают информацию о своём местоположении, создало новые риски для безопасности гражданской авиации, защиты частной жизни граждан и других аспектов общественной безопасности.
10.07.2025
Новостной сайт Физического института имени П.Н. Лебедева Российской академии наук информирует о том, что учёные института успешно завершили испытания 50-кубитного квантового компьютера, разработанного на основе технологии холодных ионов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.