Технологии

Бесконтрольное использование ККС может привести к нежелательным последствиям

15 Мая 2014
Бесконтрольное использование ККС может привести к нежелательным последствиям
На вопросы «ВГ» отвечает начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв.
 
- Для чего предназначены 11 станций GPS, о которых говорил Рогозин?
 
Официальные источники не указывают назначение данных станций. Можно только предположить, что речь идет о контрольно-корректирующих станциях, являющихся функциональными дополнениями ГНСС. По всей видимости, это аппаратура для проведения специфических высокоточных геодезических работ в интересах российских научных организаций, занимающихся, например, изучением подвижек земной коры.
 
- Каковы последствия их отключения для потребителей?
 
Никто кроме вышеуказанных научных организаций ничего не почувствует.
 
- Может ли такой шаг, по вашей оценке, повлиять на мнение американской стороны разрешить установку станций ГЛОНАСС в США?
 
С моей точки зрения - не может, поскольку американская сторона тут ни при чем. Аппаратура закупалась российскими организациями для своих нужд, и она не имеет никакого отношения к инфраструктуре системы GPS и, соответственно, не подпадает под ответственность США.
 
- Есть еще некие контрольно-корректирующие станции, которых никто не считал. Сколько их, для чего они предназначены? И нужно ли вводить регламент по их размещению и тоже приостановить их работу?

Не лишне напомнить, что контрольно-корректирующие станции (ККС) – это «комплекс радиоэлектронных и технических средств, расположенный в точке с известными координатами, предназначенный для приема и обработки навигационных сигналов ГНСС, вычисления поправок к пространственным координатам точки и передачи их по каналам связи потребителю ГНСС для повышения точности определения его пространственных координат при нахождении потребителя ГНСС в радиусе действия дифференциальных поправок» (ГОСТ Р 52928-2010).

ККС это не самостоятельное средство навигации, а вспомогательное, но очень действенное средство, улучшающее точностные характеристики спутниковой навигационной аппаратуры, рассчитанной на прием дополнительной корректирующей информации, в разы (до 0.5 м в кодовом режиме, до сантиметров при фазовых измерениях и даже до миллиметров в режиме постобработки накопленной информации). Однако следует отметить, что в случае наземных локальных дифференциальных подсистем (GBAS), ККС это очень дорогое средство (миллионы рублей) и поэтому оно применяется специализированными пользователями для решения масштабных и высокоточных задач: кадастрирования, геодезической съемки, точного земледелия, обслуживания транспортных коридоров, аэропортов, акваторий морских и речных портов, фарватеров и внутренних водных путей, обеспечения железнодорожного движения, а также выполнения своих функций специальными потребителями.

На территории Российской Федерации можно насчитать несколько сот ККС (GBAS) различного назначения, но их действительно никто не считал. Отдельные ведомства и организации, в интересах которых они используются, безусловно, ведут свой учет, но общей координации нет и общее число неизвестно.

Вместе с тем надо учитывать, что это высокоточные средства навигации, которые при бесконтрольном функционировании могут быть использованы в нежелательных целях (например, в терактах, при применении высокоточного оружия и т.д.), что может привести к серьезным последствиям (транспортным катастрофам, крупным разрушениям и т.д.).

Безусловно, нужны регламенты по размещению и применению этих высокоэффективных и дорогих средств, которые при достаточной координации и контроле со стороны государственных служб не только не представляют какую либо опасность, но и приносят реальную пользу во многих сферах экономики и национальной безопасности.

Есть еще широкозонные функциональные дополнения. Принцип их действия несколько отличается от локальных. Широкозонные дифференциальные подсистемы (SBAS) состоят из наземной инфраструктуры станций мониторинга, центров сбора информации и выработки широкозонных поправок и космического сегмента, представленного геостационарными космическими аппаратами-ретрансляторами, распространяющими поправки в зонах обслуживания, составляющих тысячи километров. Эти дополнения несколько проигрывают по точности локальным средствам, но зато имеют гораздо большую аудиторию и могут, за счет нескольких геостационаров, иметь даже глобальную зону покрытия.
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~j21iJ

27.06.2025
Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.
26.06.2025
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.