Технологии

Американские искатели навигационных альтернатив в поисках «серебряной пули»

22 Мая 2024
Американские искатели навигационных альтернатив в поисках «серебряной пули»

Пока Минобороны США обеспокоено растущей способностью противника нарушать сигналы спутников GPS, эксперты предупреждают, что не существует универсальной альтернативы для удовлетворения военных потребностей в возможностях позиционирования, навигации и синхронизации (PNT).

Радиочастотные сигналы, передаваемые со спутников, могут использоваться самыми разными платформами для бесконечного числа военных задач — от помощи солдату в навигации на вездеходе в незнакомом ландшафте до управления летательным аппаратом.

Проблема в том, что радиочастотные сигналы GPS слабы и их легко заглушить – или, что ещё хуже, подделать, чтобы обмануть пользователей, заставив их пойти или посмотреть не в то место. Не далее, как в марте самолёт, перевозивший министра обороны Великобритании из Польши обратно в Великобританию, вдруг потерял GPS недалеко от Калининграда.

Таким образом, Пентагон, Космические силы, армия и другие военные службы изо всех сил пытаются найти альтернативы, чтобы не сесть в лужу, когда (а не если) GPS перестанет работать на поле боя.

Однако трудность заключается в том, что каждая технология, доступная сейчас или в обозримом будущем для того, что часто называют «альтернативным PNT», связана с необходимостью найти компромиссы по размеру, весу, мощности и стоимости в зависимости от типа используемой платформы.

Существует шесть широких «семейств» методологий позиционирования и навигации, основанных на типе используемых данных. Ободряющая новость: альтернативы есть. Плохая новость: каждая из них имеет свои недостатки. Хотя и преимущества тоже.

Сама GPS подпадает под первый и наиболее широко используемый сегодня метод определения того, где вы находитесь и куда направляетесь: радиочастотные сигналы. Другие страны разработали свои собственные радиочастотные спутники, аналогичные GPS. Это означает, что одна из вещей, которые американские военные могут сделать для обеспечения резервного копирования GPS, — это просто сделать свои приёмники совместимыми с этими системами, точно так же, как телефоны.

Вышки сотовой связи и радио/телевышки также предоставляют «сигналы возможностей» — другие типы радиочастотных сигналов, которые можно использовать для позиционирования и синхронизации. Хотя и неясно, какую реальную пользу действительно приносят эти альтернативы – поскольку, если можно заглушить GPS, с таким же успехом можно глушить и всё остальное в радиочастотном спектре.

Второе семейство устройств основано на использовании гравитации. Именно так работают инерциальные навигационные системы (ИНС), подобные тем, которые установлены на большинстве военных самолётов. Недостаток этих устройств заключается в том, что они «дрейфуют» и их курс приходится корректировать другими способами, обычно с помощью той же GPS. Зато гравитацию невозможно подавить.

Третья методология позиционирования и синхронизации использует магнетизм земной коры. Суть метода, известного как «маг-нав», заключается в использовании магнитометра для измерения изменений магнитного поля Земли.

Когда горная порода затвердевает, она фиксирует сигнатуру магнитного поля Земли того времени. И это обеспечивает очень уникальную сигнатуру, которая фундаментально не изменится, пока камни не расплавятся и не восстановят направление магнитного поля. Имея бортовой магнитометр, можно собрать данные, сравнить их с бортовой картой и выяснить, где вы находитесь.

Системы Mag-Nav имеют ряд преимуществ. По сути, их нельзя заглушить или изменить, чтобы обмануть кого-то. Система магнитной навигации также является пассивным датчиком и, соответственно, не выдаёт своё местоположение.

Небесная навигация — это четвёртый метод, использующий расположение звёзд и планет, как это делали моряки с незапамятных времен. В этом древнем искусстве исследуются некоторые новые приёмы, такие как использование искусственного космического мусора, а также естественных небесных тел.

С другой стороны, облака и плохая погода, а также дым, который нередко закрывает обзор на поле боя, являются проклятием для такого типа навигации.

Точно так же погода и дым являются препятствиями для пятой потенциальной альтернативы GPS: дистанционного зондирования, по сути, такой «визуальной навигации», просто использующей ориентиры и бумажную карту.

Использование высоты или батиметрии — измерения расстояния над сушей или морем —шестой метод, который используется многие десятилетия.

Крылатые ракеты, например, используют высотомеры, отражая лучи радара «от земли» и сопоставляя отражённые сигналы «с бортовой картой высот». Можно также использовать гидролокатор.

Проблема этих методов в том, что для них требуется «активный датчик». Приходится стрелять лучами радара, лучами гидролокатора. То есть раскрывать свою позиции.

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки, и службам потребуется кропотливый и затратный процесс, чтобы разобраться во всех вариантах.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pQ7hC
25.06.2024
Система, реализованная в виде приложения для смартфона, использует QR-коды, которые заранее сгенерированы и прикреплены к стенам внутри здания.
24.06.2024
Чтобы повысить производительность интеграции ИНС/ГНСС во время прерывания спутниковых сигналов, китайские исследователи использовали новый алгоритм обучения нейронной сети для интегрированной системы разведки ИНС/ ГНСС во время сбоя ГНСС.
21.06.2024
Недавно, в журнале Navigation, был описан возможный подход к навигации на основе низкоорбитальных спутниковых сигналов возможностей (SoOp), использующих наблюдения доплеровского сдвига несущей.
20.06.2024
Ученые Севастопольского государственного университета разрабатывают систему позиционирования подводных беспилотников, которая позволит обеспечить миллиметровые точности.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.