Адаптация городского планирования к изменению климата с помощью геопространственных технологий
В 2019 году журнал The Economist назвал Вену городом с самым высоким качеством жизни в мире. Администрация города декларирует ценность инноваций для борьбы с изменением климата и достижения передового опыта в предоставлении государственных услуг.
Департамент энергетического планирования Вены отвечает за реализацию устойчивой политики в энергетическом секторе, выделение средств и тестирование инновационных решений по производству энергии из возобновляемых источников энергии, за рост использования отработанного тепла и продвижение энергоэффективной и экологически чистой мобильности.
Помимо всего этого, департамент издаёт периодический энергетический отчёт, направленный на повышение осведомлённости жителей Вены о состоянии энергетики и связанных с климатом проблем.
В городах обычно теплее, чем в малонаселённых районах. Это явление, известное как «эффект городского теплового острова», может быть опасным для здоровья, повышая потребление энергии в городах.
В последние годы «эффект городского теплового острова» в Вене усугубился ростом населения и активизацией городского развития, что привело к потере проницаемых открытых зелёных насаждений и к повышению температуры.
В 2003 году в городе было зафиксировано 44 дня сильной жары, в результате которых погибло 180 человек. Согласно прогнозам, с 2021 по 2050 год в Вене будет в среднем 19 жарких дней, а к 2029 году ожидается увеличение населения с 1,8 миллиона до 2 миллионов.
В 2019 году Департамент попросил компанию, специализирующуюся на проектировании городов и окружающей среды, нанести на карту «тепловые острова» в Вене, чтобы определиться с точками приложения усилий.
Оценив потребности городской администрации, компания определила соответствующие показатели для оценки уязвимости города к периодам аномальной жары. Схема воздействия, которая представляет собой преобладание высоких температур на территории города, была рассчитана на основе изображений со спутника Landsat-8 с 2015 по 2019 год.
Чувствительность была измерена на основе плотности расселения уязвимых людей (моложе 14 и старше 65 лет) и скоррелирована с данными, полученными с портала открытых данных Вены.
Адаптивная способность, которая представляет собой способность городской экосистемы справляться с тепловыми явлениями благодаря наличию зелени и водоёмов, была рассчитана с использованием изображений с спутника Sentinel-2A, который несёт информацию для оценки как индекса улучшения растительности города (плотности городской растительности), так и его нормированного разностного индекса воды (измерение водоёмов).
Затем индексы были объединены для создания карты тепловой уязвимости Вены.
Вена выпустила карту, созданную компанией на основе спутниковых данных, которая предназначена для использования в качестве оперативного инструмента Департамента городского планирования и других городских властей для реализации мер по смягчению последствий в районах, которые наиболее уязвимы для тепловых событий.
Карта содержит информацию о высоких температурах в Вене, а также о районах с низкой растительностью и водоёмами и с большим количеством уязвимых слоев населения. Кроме того, анализ, проведенный компанией, показал, что если не будет предпринято никаких действий, температура в Вене к 2050 году повысится на 8 °C.
Карта тепловой уязвимости города вызвала серию общественных реакций в социальных сетях и ключевых СМИ, что в конечном итоге привело к политическим дебатам по поводу инициатив, которые город может предпринять для защиты своих граждан от сильной жары и для создания комфортных экологически чистых городских районов для городских жителей, которые наиболее уязвимы к сильной жаре.
На основе карты уязвимости городского тепла, в 2019 году Вена запустила проект «Прохладные улицы», направленный на снижение температуры в трёх районах, определённых как наиболее уязвимые к жаре. В этих районах городские власти создали открытые пространства с деревьями и более яркими поверхностями, которые меньше отражают тепло, и установили туманные души, чтобы охладить асфальт и увлажнить тротуар. Кроме того, на некоторых улицах была запрещена парковка.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam