Внедрение

Законодательная инфляция в навигационном нормотворчестве

29 Декабря 2023
Законодательная инфляция в навигационном нормотворчестве

Юрист К.И. Рейтор, заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», дал свои ответы на вопросы, размещённые на Портале проектов НПА (Федеральный портал проектов нормативных правовых актов – официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения) и касающиеся принятия Федерального закона ФЗ-35 «О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности”» и сопутствующих ему подзаконных актов. Содержание Пакета, а также его анализ, критика и перспективы подробно изложены в свежих номерах журнала «Вестник ГЛОНАСС» (№4-2023г. и №5-2023г.). Вкратце же его мнение по поводу нормативной новеллы таково:

– Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?

– Ответ отрицательный. Изъяны предложенного регулирования заключаются в неполноте, неэкономичности и коррупциогенности. Цель, заявленная как «создание условий для удовлетворения потребностей субъектов правовых отношений в морских навигационных пособиях», не была достигнута. Всё регулирование свелось к порядку заключения лицензионных договоров на предоставление права использования морских навигационных пособий как результатов интеллектуальной деятельности и, соответственно, определения размера выплачиваемого при этом вознаграждения.

Эти три нормативных акта в пакете с ФЗ-35, на мой взгляд, – совершенно излишнее нагромождение. Нам что, мало десятков тысяч нормативных актов? Так давайте же добавим к ним ещё пару-тройку, и нормопотребитель сойдёт с ума, разыскивая нужную норму в монбланах актов. Уже и обозначение этому явлению в правоведении придумано – «законодательная инфляция». При этом к разработчикам Проекта претензий нет. Они делали свою работу как могли, не получив сами должной юридической подготовки. Это хорошо просматривается по движению проектов, по тому, как менялась концепция, вымучивались тексты актов. Но кто-то ведь им подобным образом задачу поставил. А в результате она же оказалась невыполнимой без клинча с другими нормативными правовыми актами.

– Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

– Риски и негативные последствия усматриваются. Это и дополнительная финансовая нагрузка при оплате пособий. Усложняется, в том числе и хронологически, доступ мореплавателей к получению пособий. Вплоть до того, что возникает риск прекращения деятельности мореплавателей в связи в «прелестями» в виде разного рода убытков. К убыткам присовокупятся расходы на «решение вопроса»: в щель между «правообладателями» пособий (Минобороны, ФКУ) и мореплавателями непременно полезут разного рода посредники.

– Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

– Таковые не усматриваются. Высокая степень коррупциогенности «выжигает» возможную выгоду для всего общества от некоторого возможного увеличения поступлений в госбюджет.

– Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?

– Существуют. Единственная идея нормативных изменений была в том, чтобы получать плату за пособия. Но для этого отнюдь не стоило вступать на зыбкую почву интеллектуальной собственности. У нас законодательством предусмотрены более простые, стопроцентно честные способы. Навскидку могу назвать два: плата за предоставление сведений и плата за предоставление документов.

При этом система расчёта платы настолько невнятна, что за одну базовую единицу картографической продукции могут запросить когда 3000 рублей, а когда и все 300 тысяч. Размеры коэффициентов определяются в недрах Минобороны один раз в год. Как именно – видимо, есть военная тайна.

–Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию?

– Наше общее мнение по предлагаемому регулированию: полностью неприемлемо. Вся аргументация изложена в моих статьях.

Банально сравнивать нормативную систему с большим зданием, но лучше образа не придумаешь. Временами в нём требуется что-то перестроить, надстроить или даже снести. Но нельзя произвольно трогать несущие элементы, особенно фундамент, каковым в правовой системе служат основополагающие нормативные акты. В элементы фундамента входит ещё ряд «простых» федеральных законов, о роли которых пока заявляет только правовая наука. Сегодня мы смогли лицезреть попытку врезки в фундамент в той части, за которую отвечает Гражданский кодекс, куска пенопласта, замаскированного под бетонный блок или камень. И закрепить на нём кусок стены. Опасность такой реконструкции очевидна. Благо только, что пока это не грозит всему зданию. Но отдельным жильцам его, по крайней мере, серьёзный дискомфорт это доставит.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gqQxt
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.