WEF представил Руководство по развитию космического потенциала
    Всемирный экономический форум (WEF) совместно с консалтинговой фирмой PwC запустили онлайн-сервис рекомендаций для разработки национальных космических стратегий и развития космических экосистем.
Космическая стратегия и программа позволяют странам оптимизировать космическую деятельность, чтобы лучше сосредоточиться на возможностях и ключевых задачах, которые соответствуют их национальным целям. Они помогают странам эффективно распределять ресурсы по приоритетным направлениям космической деятельности и максимизировать отдачу от инвестиций (ROI). Они также могут помочь странам улучшить координацию между космическим сектором и национальными или международными инициативами, повысить осведомлённость общественности и поддержать создание национальной экосистемы.
Эффективная космическая стратегия определяется несколькими ключевыми элементами, включая следующие:
1) чёткая цель, видение и миссия, а также стратегические задачи;
2) прямое соответствие национальным приоритетам;
3) целенаправленные инвестиции в конкретную область;
4) подробные действия по разработке таких инструментов, как политика и регулирование, возможности, экосистемы и доступ к финансированию.
Таблица космического потенциала в Руководстве по развитию космического потенциала описывает этапы, которым может следовать страна для развития своего космического потенциала.
В этих рамках, отражённых в Руководстве, особое внимание уделяется приоритетной космической деятельности, которая отвечает национальным приоритетам, при этом основное внимание уделяется развитию только основных возможностей. Инструментарий пошагово знакомит пользователей с этим подходом, предоставляя список рекомендаций, из которых они могут выбрать наиболее подходящие для структурирования своей стратегии в соответствии с национальными приоритетами.
Разработка стратегии носит циклический характер, поэтому рекомендуется регулярно уточнять цель, видение, миссию и задачи, чтобы они соответствовали национальным целям и появляющимся возможностям. Кроме того, для обеспечения эффективной и устойчивой реализации стратегии странам необходимо разработать взаимодополняющую космическую политику и законодательство. Этот вопрос рассматривается в наборе инструментов в разделе «Вспомогательные средства» и «Общие рекомендации».
В Руководстве рассматриваются следующие этапы разработки инструментария национальной космической стратегии:
Шаг 1.1: Национальные приоритеты
Шаг 1.2: Цели
Шаг 2.1: Потребности и космические сферы
Шаг 2.2: Факторы, способствующие достижению цели, видение и миссия
Зачем странам нужна космическая стратегия? Разработка стратегии носит итеративный характер, поэтому рекомендуется регулярно уточнять цель, видение, миссию и задачи, чтобы они соответствовали национальным целям и появляющимся возможностям.
Для разработки всеобъемлющей космической стратегии и интеграции рекомендаций инструментария необходимо учитывать дополнительные факторы, такие как сроки, возможности, бюджет и местные ограничения. Важно также подчеркнуть уникальный характер космической деятельности и то, чем она отличается от других наземных отраслей.
Космические операции сопряжены с уникальными рисками, такими как радиация, микрогравитация и ограниченное вмешательство в режиме реального времени, и поэтому требуют тщательного тестирования, резервирования и планирования на случай непредвиденных обстоятельств.
Космические технологии часто находят применение как в гражданских, так и в военных целях, что создает проблемы правового, нормативного характера и партнерства.
Космические полёты требуют стабильных ресурсов и стратегического планирования на длительные сроки, что делает их менее предсказуемыми, чем многие наземные проекты. Соглашения о будущем использовании могут помочь обеспечить долгосрочные обязательства.
Высокие первоначальные затраты и отсроченная отдача делают большую часть космической деятельности зависимой от государственного финансирования и международных партнёрств. Четкие стратегии, долгосрочное финансирование и нормативно-правовая база могут стимулировать частные инвестиции. Наряду с вышеизложенным, потребуется согласование действий заинтересованных сторон. Основная организация, такая как космическое агентство или ответственный государственный орган, играет решающую роль в определении космической стратегии, особенно на начальном этапе. Это включает в себя обеспечение руководства, координацию усилий, поиск источников финансирования и контроль за реализацией. Далее, первичный орган должен привлечь широкий круг заинтересованных сторон, включая правительство, промышленность, научные круги и гражданское общество, для учёта сильных сторон страны, выявления лидеров и развития сотрудничества. За последнее десятилетие разработка космической стратегии сместилась в сторону коммерческого и международного партнёрства, гибкого регулирования и более активного участия частного сектора. Это отражает отход от традиционных государственных исследований и разработок (R&D) и крупномасштабных миссий, когда космические агентства теперь поддерживают коммерциализацию, финансирование и обмен знаниями. Эти тенденции отражают демократизацию доступа к космосу и акцент на развитии космического потенциала в качестве национального движущего фактора.
	
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников
