Ввод в эксплуатацию наземной системы для помехозащищённого GPS снова отложен
Давно уже продирающаяся сквозь лес проблем наземная система, необходимая Космическим силам США для «полного контроля» устойчивого к помехам сигнала GPS, предназначенного только для военных целей, столкнулась с очередной задержкой – и теперь уже не будет готова к использованию до июля 2025 года.
Согласно годовому отчёту директора по эксплуатационным испытаниям и оценке (DOT&E) за 2023 год, система оперативного управления следующего поколения (OCX) столкнётся с новой задержкой на 16 месяцев.
«Эта 16-месячная задержка стала дополнением к прошлогоднему сообщению о 9-месячной задержке годового отчёта за 21-й финансовый год. Космические силы планируют принять OCX в эксплуатацию в июле 2025 года, — говорится в сообщении. — Как говорилось в течение нескольких лет, продолжающиеся задержки в разработке системы оперативного управления следующего поколения (OCX) продолжают тормозить полный оперативный контроль над модернизированными гражданскими, военными (M-код) и навигационными системами GPS Космических сил США. Эти задержки увеличивают риск того, что военные США и их союзников не смогут проводить успешные операции в будущих спорных условиях из-за отсутствия доступа к модернизированной GPS-информации о местоположении, навигации и времени (PNT)».
M-код теперь может транслироваться большинством из 31 спутника GPS на орбите, но доступен для использования лишь небольшому числу военнослужащих из-за проблемы с OCX и отсутствия радиоприёмников и приёмников, оборудованных для доступа к нему. Космические силы реализуют двустороннюю программу, называемую программой «Военное пользовательское оборудование GPS» (MGUE), в рамках которой разрабатываются новые компьютерные карты с чипами для модернизации существующих платформ, таких как самолёты и корабли, чтобы те могли принимать сигналы M-кода. Но, согласно отчёту Счётной палаты правительства за июнь 2023 года, эти усилия также задерживались.
В отчёте DOT&E этого года отмечается, что из-за задержек в разработке приёмных карт MGUE армия и корпус морской пехоты вместо этого теперь закупают коммерчески разработанные приёмники, способные принимать M-код для использования наземной техники. Бомбардировщик В-2 ВВС и эсминец класса «Арли Бёрк» ВМС также, вероятно, столкнутся с задержками в испытаниях, поскольку карты приёмника MGUE, разработанные для этих платформ, испытывают проблемы как с аппаратным, так и с программным обеспечением.
Кроме того, отчёт DOT&E предупреждает, что, поскольку программное обеспечение OCX должно стать основой для обновлённой системы OCX Block 3F, предназначенной для управления запланированными спутниками GPS следующего поколения под названием GPS IIIF, эти усилия также, вероятно, будут отложены. В настоящее время Космические силы намерены запустить первый спутник GPS IIIF в 2027 финансовом году, говорится в сообщении.
У OCX, разрабатываемого RTX (ранее «Рэйтеон»), была, мягко говоря, бурная история, включающая серьёзный взлом Нанна-Маккарди еще в 2016 году, что вызвало гнев Фрэнка Кендалла, тогдашнего руководителя закупок Министерства обороны, а теперь министра ВВС. Первоначально предполагалось, что OCX начнет функционировать в период с 2011 по 2012 год.
В январе глава отдела космических закупок ВВС Фрэнк Калвелли назвал OCX одной из немногих программ, которые были «альбатросами», отягощающими Космические силы на протяжении десятилетий. В ноябре он был более оптимистичен в отношении прогресса, заявив, что ожидает, что программа, наконец, вступит в силу этим летом — надежда, что отчёт DOT&E категорически разбивается, учитывая задержки в разработке и отсутствие необходимых испытаний того, как работают спутники и наземные системы управления.
«В 23-м финансовом году на предприятиях GPS не проводилось никаких эксплуатационных испытаний. Кибероценка OCX, запланированная на август 2023 года, теперь отложена до четвёртого квартала 24-го финансового года. Первоначальное эксплуатационное испытание и оценка, которое планировалось начать в четвёртом квартале 23-го финансового года, теперь отложено до 26-го финансового года», — заключает отчёт DOT&E.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников