Внедрение

В США условно частная космонавтика сражается с бюрократической машиной

25 Ноября 2024
В США условно частная космонавтика сражается с бюрократической машиной

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приступило к формированию комитета, который оценивал бы возможности совершенствования правил лицензирования запусков.

Комитет по разработке правил в области аэрокосмической промышленности, известный как SpARC, будет изучать потенциальные изменения в правилах FAA Части 450 по лицензированию запусков и возвращений. Ожидается, что первое заседание пройдёт в начале декабря.

«FAA стремится обновить правила лицензирования, чтобы способствовать большей ясности, гибкости, эффективности и инновациям, — сказал в своём заявлении Кельвин Коулман, заместитель администратора FAA по коммерческим космическим перевозкам. – Вынесение своевременных решений по лицензированию без ущерба для общественной безопасности является главным приоритетом».

Правила Части 450 вступили в силу в марте 2021 года после ускоренного процесса нормотворчества, инициированного Директивой о космической политике № 2 первой администрации Трампа. Правила были направлены на упрощение лицензирования запусков и возвращения в атмосферу, но многие компании сообщили о проблемах с подачей заявок на получение лицензий в соответствии с новыми правилами.

Часть 450 была ключевой темой на слушаниях 10 сентября в космическом подкомитете Комитета по науке Палаты представителей. «То, как она реализуется сегодня, вызвало серьёзные задержки лицензирования, путаницу и ставит под угрозу наше давнее лидерское положение», — сказал на этом слушании Дэйв Кавосса, президент Федерации коммерческих космических полётов.

На заседании Консультативного комитета по коммерческому космическому транспорту (COMSTAC) 16 сентября Коулман заявил, что FAA планирует обратиться к компаниям, прошедшим процесс лицензирования по Части 450, с просьбой принять участие в SpARC. FAA не раскрыло состав комитета, но заявило, что «пытается пригласить заинтересованные стороны к участию».

Необходимо срочно обновить правила Части 450, поскольку все существующие лицензии, выданные в соответствии со старыми правилами, должны быть переведены в Часть 450 к марту 2026 года. FAA заявило, что SpARC представит окончательный отчёт с рекомендациями в конце лета 2025 года, который FAA будет использовать в качестве информации для любого будущего нормотворчества с целью пересмотра правил.

На этой встрече и в других случаях он сказал, что проблемы, с которыми сталкиваются компании, могут быть следствием скорости разработки правил: два года по сравнению с пятью годами для стандартного процесса нормотворчества. Новое правило также переходит от предписывающих подходов, когда FAA предписывало конкретные способы соблюдения правил, к подходу, когда компании могут разрабатывать собственные подходы, но затем должны продемонстрировать их эффективность FAA.

«Мы знали с самого начала, что 450 — не идеальное правило, — говорит Коулман. – Мы знали, что в какой-то момент нам придётся вернуться к столу и по-новому взглянуть на 450: не полностью, но исправить некоторые изъяны и некоторые проблемы, и трудности».

Кто-то, несомненно, задумывается, не связано ли это с планами новой администрации Трампа создать комитет «Департамент эффективности правительства» с целью сокращения государственных расходов и регулирования. Илон Маск, генеральный директор SpaceX, будет сопредседателем комитета.

Одним из самых ярых критиков положений Части 450 была компания «Спейс Икс». Компания столкнулась с трудностями при получении лицензий на свой корабль Starship через положения Части 450, и руководители компании ранее предупреждали, что «вся система регулирования находится под угрозой краха» из-за проблем, с которыми она и другие столкнулись.

Компания не смогла получить лицензию на возвращение в атмосферу согласно Части 450 для своего космического корабля Dragon.

Гендиректор Шотвелл призвала к радикальному изменению процесса регулирования. «Все начинают осознавать во всех отраслях, что регулирование необходимо переосмыслить. Я, вероятно, трачу больше половины своего времени на работу над вопросами регулирования», — сказала она.

Она признала, однако, что такая крупная реформа будет долгосрочным процессом. В то же время, сказала она, «мы будем работать над освобождениями, руководящими документами, чтобы попытаться ввести в действие режим регулирования».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~qIDyE
03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.