В США условно частная космонавтика сражается с бюрократической машиной
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приступило к формированию комитета, который оценивал бы возможности совершенствования правил лицензирования запусков.
Комитет по разработке правил в области аэрокосмической промышленности, известный как SpARC, будет изучать потенциальные изменения в правилах FAA Части 450 по лицензированию запусков и возвращений. Ожидается, что первое заседание пройдёт в начале декабря.
«FAA стремится обновить правила лицензирования, чтобы способствовать большей ясности, гибкости, эффективности и инновациям, — сказал в своём заявлении Кельвин Коулман, заместитель администратора FAA по коммерческим космическим перевозкам. – Вынесение своевременных решений по лицензированию без ущерба для общественной безопасности является главным приоритетом».
Правила Части 450 вступили в силу в марте 2021 года после ускоренного процесса нормотворчества, инициированного Директивой о космической политике № 2 первой администрации Трампа. Правила были направлены на упрощение лицензирования запусков и возвращения в атмосферу, но многие компании сообщили о проблемах с подачей заявок на получение лицензий в соответствии с новыми правилами.
Часть 450 была ключевой темой на слушаниях 10 сентября в космическом подкомитете Комитета по науке Палаты представителей. «То, как она реализуется сегодня, вызвало серьёзные задержки лицензирования, путаницу и ставит под угрозу наше давнее лидерское положение», — сказал на этом слушании Дэйв Кавосса, президент Федерации коммерческих космических полётов.
На заседании Консультативного комитета по коммерческому космическому транспорту (COMSTAC) 16 сентября Коулман заявил, что FAA планирует обратиться к компаниям, прошедшим процесс лицензирования по Части 450, с просьбой принять участие в SpARC. FAA не раскрыло состав комитета, но заявило, что «пытается пригласить заинтересованные стороны к участию».
Необходимо срочно обновить правила Части 450, поскольку все существующие лицензии, выданные в соответствии со старыми правилами, должны быть переведены в Часть 450 к марту 2026 года. FAA заявило, что SpARC представит окончательный отчёт с рекомендациями в конце лета 2025 года, который FAA будет использовать в качестве информации для любого будущего нормотворчества с целью пересмотра правил.
На этой встрече и в других случаях он сказал, что проблемы, с которыми сталкиваются компании, могут быть следствием скорости разработки правил: два года по сравнению с пятью годами для стандартного процесса нормотворчества. Новое правило также переходит от предписывающих подходов, когда FAA предписывало конкретные способы соблюдения правил, к подходу, когда компании могут разрабатывать собственные подходы, но затем должны продемонстрировать их эффективность FAA.
«Мы знали с самого начала, что 450 — не идеальное правило, — говорит Коулман. – Мы знали, что в какой-то момент нам придётся вернуться к столу и по-новому взглянуть на 450: не полностью, но исправить некоторые изъяны и некоторые проблемы, и трудности».
Кто-то, несомненно, задумывается, не связано ли это с планами новой администрации Трампа создать комитет «Департамент эффективности правительства» с целью сокращения государственных расходов и регулирования. Илон Маск, генеральный директор SpaceX, будет сопредседателем комитета.
Одним из самых ярых критиков положений Части 450 была компания «Спейс Икс». Компания столкнулась с трудностями при получении лицензий на свой корабль Starship через положения Части 450, и руководители компании ранее предупреждали, что «вся система регулирования находится под угрозой краха» из-за проблем, с которыми она и другие столкнулись.
Компания не смогла получить лицензию на возвращение в атмосферу согласно Части 450 для своего космического корабля Dragon.
Гендиректор Шотвелл призвала к радикальному изменению процесса регулирования. «Все начинают осознавать во всех отраслях, что регулирование необходимо переосмыслить. Я, вероятно, трачу больше половины своего времени на работу над вопросами регулирования», — сказала она.
Она признала, однако, что такая крупная реформа будет долгосрочным процессом. В то же время, сказала она, «мы будем работать над освобождениями, руководящими документами, чтобы попытаться ввести в действие режим регулирования».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников