В России и США стремятся к доминированию в области беспилотных авиационных систем
Министр обороны США Пит Хегсет (Pete Hegseth) объявил о радикальных изменениях в том, как Пентагон закупает и размещает беспилотные авиационные системы (БАС), с целью установления «доминирующего положения в области БАС» к 2027 году.
Хегсет объявил об изменениях в политике в видеоролике, записанном на лужайке перед Пентагоном. На фоне песни Metallica ‘Enter Sandman’, которая играла на заднем плане, квадрокоптер доставил памятку с объявлением об изменениях в политике, которую Хегсет затем подписал.
«В то время как наши противники производили миллионы дешёвых беспилотников, мы погрязли в бюрократической волоките», — признался он.
В меморандуме перечислены три основные цели: укрепление базы по производству БАС в США, поставка тысяч недорогих систем военным подразделениям в течение следующих нескольких лет и интеграция операций с беспилотниками в учебные программы. «В следующем году я ожидаю, что эти возможности будут интегрированы во все соответствующие виды боевой подготовки, включая боевые действия беспилотных летательных аппаратов», — написал Хегсет в служебной записке.
Обширная служебная записка Хегсета отменяет прошлую политику, принятую Минобороны в 2021 и 2022 годах, которая содержит рекомендации по выполнению мандатов Конгресса, запрещающих американским военным покупать БАС и компоненты, произведённые китайскими компаниями. Боевые подразделения получают право закупать, тестировать и обучать небольшие дроны, соответствующие уставу, и поощряет «местные инновации», такие как 3D-печать деталей. «Синий список» – перечень беспилотников, соответствующих требованиям, будет динамичным, в нём будут сохранены все предыдущие данные о компонентах и цепочке поставок, а также обновлённые оценки эффективности, полученные в результате тестирования, и ключевые уроки, извлеченные из обучения. В документе говорится, что Минобороны не смогло быстро и в таком количестве разместить беспилотники, которые требуются на современном поле боя. Он призывает к реформированию в масштабах всего департамента того, как военные службы покупают БАС, и предписывает секретарям каждого департамента «изменить или исключить» любую политику, которая чрезмерно регулирует тестирование, обучение, закупки и использование на местах. Кроме того, он предписывает ВВС, сухопутным войскам, ВМС и корпусу морской пехоты создать к сентябрю подразделения для несения активной службы, созданные с единственной целью — расширить использование небольших БАС в Минобороны, а первоначальные системы будут переданы Индо-Тихоокеанскому командованию США к 2026 году. Службы также должны создать и обеспечить ресурсами «отделы неподконтрольных программ», полностью ориентированные на быстрое приобретение БАС.
В меморандуме также содержится задание к сентябрю определить все существующие программы, требованиям которых лучше отвечали бы беспилотные системы. Службы должны будут подробно рассказать об улучшениях, которые они внесли в процессы закупок, в рамках своих бюджетных документов на 2027 финансовый год.
Хегсет также поручает Департаменту эффективности государственного управления и Управлению стратегического капитала представить варианты финансирования — например, прямые займы или предварительные обязательства по закупкам — для привлечения финансирования в американскую базу производства беспилотных летательных аппаратов. «У наших противников есть преимущество в сегменте небольших БАС, но мы совершим технологический скачок и к концу 2027 года установим господство в сегменте малых БАС, — написал Хегсет. – Мы достигнем этой неотложной цели, объединив лучшие качества нации, в том числе готовность идти на риск. Тон должны задавать старшие офицеры. Для развития этой важнейшей технологии на поле боя необходима культура Министерства обороны».
В то же время глава АНО «Центр беспилотных систем и технологий» (ЦБСТ) Андрей Безруков предложил создать в России фонд поддержки воентех-стартапов на ранней стадии объёмом в несколько миллиардов рублей. Предполагается, что фонд будет ориентирован на поддержку воентех-стартапов и проектов двойного назначения, находящихся на стадиях технологической зрелости TRL 4–7 — от НИОКР до испытания прототипов (TRL — международная шкала оценки готовности технологий).
Как пишет газета «Ведомости», поддержку могут получить команды, работающие в сферах автономных систем, ИИ, робототехники, сенсоров, двигателей, связи и новых материалов — то есть в наиболее значимых направлениях, имеющих стратегическое значение как для гражданской промышленности, так и для оборонной сферы.
Эксперты называют TRL 4–7 «долиной смерти» — стадией, на которой остро ощущается дефицит капитала и недостаток венчурных фондов, обладающих технической экспертизой. Частные инвесторы в России, как правило, не готовы брать на себя высокий технологический риск на ранних этапах, а существующие государственные инструменты в основном ориентированы на зрелые решения (TRL 8–9).
Идея воспринимается как сигнал к формированию новой модели государственно-частного взаимодействия, направленной на развитие критических технологий и выход из технологической зависимости.
Экспертное сообщество уже позитивно отозвалось о предложении: фонд может стать ключевым элементом инновационной экосистемы в сфере беспилотных и двойных технологий, а также помочь государству решить задачу ускоренного запуска передовых решений, в том числе для нужд обороны и СВО.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников