Внедрение

Умные города стимулируют новое мышление о технологических рисках

30 Октября 2023
Умные города стимулируют новое мышление о технологических рисках

Не существует общепринятого определения умного города. Лучше всего рассматривать их как места, которые используют возможности цифровых технологий, анализа данных и датчиков Интернета вещей (IoT) для улучшения условий жизни при эффективном и устойчивом управлении ресурсами.

На базовом уровне это может включать в себя информацию для пассажиров в режиме реального времени о системах общественного транспорта, уличные фонари, которые тускнеют, когда датчики обнаруживают, что вокруг никого нет, или предоставление полиции данных об уровне преступности, чтобы помочь им понять, куда направить ресурсы.

Во время пандемии органы общественного здравоохранения полагались на профильных экспертов, которые использовали данные для отслеживания ежедневного распространения Covid и помощи в планировании мер реагирования на пандемию. Эта модель принятия решений иллюстрирует, как умные города могут использовать технологии и датчики, подключённые к IoT, чтобы предоставлять властям данные, касающиеся практически любой проблемы, с которой сталкивается город.

Автоматизация заберёт принятие решений у людей и передаст их машинам. Умные системы, регулирующие транспортный поток через город, могут принимать решения мгновенно, в отличие от людей, у которых это занимает минуты или часы. Общественное здравоохранение, утилизация отходов, транспорт, преступность, устойчивость к изменению климата, городское планирование, экономическое развитие и даже демократия – всё это можно улучшить.

Можно отметить некоторые интересные элементы «умности» в отдельных городах.

• Барселона предоставляет жителям данные в режиме реального времени о качестве воздуха на своих улицах.

• Хельсинки использует систему консультирования водителей для управления общественным транспортом и снижения энергопотребления в сети общественного транспорта.

• Лондон использует данные, чтобы предсказать, когда и какие компоненты поездов метро могут выйти из строя. Техническое обслуживание может проводиться до того, как поезда будут выведены из эксплуатации.

• Эдинбург использует датчики, встроенные в мусорные баки, чтобы оповещать город о необходимости сбора мусора, и т.д.

• И, конечно, Москва, которую можно считать мировым лидером по внедрению технологий «умного» города. Фактически единственный город мира, имеющий цифрового двойника.

По мере внедрения технологии «умного города», будет развиваться множество систем, которые взаимозависимы и контролируются различными организациями. Как и в случае со многими технологическими разработками, люди станут зависеть от этих систем, возможно, даже не осознавая этого, пока система по какой-то причине не станет для них недоступной.

Поскольку умные города интегрируют данные и коммуникации вместе с устройствами IoT из разных мест, возрастают потенциальные нарушения для общества и сообществ. Вот почему киберриски всё чаще рассматриваются как проблема управленческих рисков.

Во времена нестабильной геополитики умные города становятся прибыльной мишенью для киберпреступников, поддерживающих стратегии национального государства. Злонамеренная атака на целостность или доступность систем может оказать серьёзное влияние на повседневную работу города и жизнь горожан.

Развитие умных городов несёт в себе огромный потенциал, но гражданские и бизнес-лидеры, отвечающие за общественные услуги, также должны понимать, что:

• Необходимо учитывать этические соображения, чтобы избежать непреднамеренного усиления предвзятости или предубеждений.

• Все цифровые системы подвержены простоям и киберрискам.

• Умные города зависят от наличия высококачественных, зачастую конфиденциальных данных.

• Автоматизированное принятие решений может привести к явлению, называемому парадоксом автоматизации, когда люди могут стать менее компетентными, если им потребуется вмешаться в работу неисправной системы.

• Для управления, внедрения и контроля цифровых систем необходимы различные наборы навыков.

• Городам следует избегать чрезмерной зависимости от отдельных поставщиков или систем «чёрных ящиков», которые невозможно проверить или легко понять.

• Наконец, взаимосвязанный характер систем умного города означает, что компромисс в одной области потенциально может повлиять на другие области, что вызовет последовательность провалов.

С некоторыми изменениями подход к управлению киберрисками можно адаптировать для умных городов, начиная с оценки рисков и уязвимостей. Некоторые из ключевых мер контроля, которые следует учитывать при защите умных городов:

1. Включить меры безопасности, резервирования и устойчивости в проектирование и эксплуатацию системы, чтобы свести к минимуму сбои, вызванные киберинцидентами.

2. Постоянно обновлять всё программное обеспечение и встроенное ПО с помощью исправлений безопасности для устранения уязвимостей.

3. Внедрить строгий контроль доступа и механизмы аутентификации, чтобы гарантировать, что только авторизованный персонал сможет получить доступ к критически важным системам и конфиденциальной информации.

4. Разработать и отработать планы управления инцидентами, в которых участвуют несколько агентств, и реагировать, когда системы подвергаются атакам или становятся недоступными.

5. Внедрить этическую основу, чтобы определить, как будут внедряться технологии умного города и использоваться данные.

Ожидается, что технология «умного города» получит более широкое распространение, в результате чего города станут более устойчивыми, пригодными для жизни и смогут лучше удовлетворять потребности горожан. Для устойчивого внедрения этих решений необходимы новые навыки, которые смогут возглавить изменения и управлять рисками.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~4cOlR
03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.