Цифровая экономика требует дорогих и долгих решений
Цифровая трансформация в России вышла в новую фазу, когда потенциал «дешёвого» импортозамещения исчерпан, а подотрасли цифровой экономики необходимы в новой волне инвестиций в более сложные продукты, информирует телеграм-канал «МашТех». Такой ситуация выглядит в докладе ЦМАКП (Центр Макроэкономического Анализа и Краткосрочного Прогнозирования) о цифровизации и импортозамещении ИТ (Информационные технологии) в промышленности.
После 2022 года импортозамещение носило «простой» характер, и в первую очередь были заменены те позиции, где уже существовали полноценные российские аналоги. Но после 2024 года стало необходимым разработать оборудование для замены более сложных систем и «тяжёлого» индустриального ПО. Конечно, это увеличивает сроки и стоимость проектов.
· в 2019–2021 гг. динамика импортного программного обеспечения в совокупных расходах на покупку, аренду и разработку ПО составит 44–46%;
· в России — 19–29%;
· затраты на разработку такие же: 20–28%.
В 2023 году доля расходов на российское программное обеспечение увеличилась по сравнению с 2022 годом и продолжит расти в 2024 году, достигнув 35%. Расходы на разработку ПО составили почти половину (46%) всех затрат на него. Однако развитие электронной компонентной базы (ЭКБ) сталкивается с проблемами из-за отсутствия доступа к передовым технологиям и недостатка высокотехнологичного импортного оборудования. В итоге в промышленности цифровая трансформация происходит в условиях дефицита ресурсов и ограниченной доступности цифровых продуктов.
Согласно данным доклада, в обрабатывающей промышленности:
· доля импортного ПО в 2019 году составила 47%, в 2022-м – 38%, а в 2024 году – 12%;
· удельные расходы на покупку, аренду и разработку ПО (на одну занятость в ценах 2015 года) в 2019 году составили 6,78 тыс. рублей, в 2021 году – 9,28 тыс. рублей, а в 2024-м – 5,15 тыс. рублей.
Статистика показывает рост показателей использования радиоэлектронного оборудования и постоянный рост удельных расходов на ПО в постоянных ценах. И это означает, что компании тратят средства на покупку того, что уже есть на рынке, но не на перспективные разработки.
