Внедрение

Таланты в коммерческой аэрокосмической отрасли КНР являются основным активом

15 Сентября 2025

В то время как развитие коммерческой аэрокосмической промышленности Китая находится в самом разгаре, рынок талантов незаметно завершил цикл итераций и перестановок.

Средняя годовая зарплата главного инженера жидкостной ракеты составляет 820 000 (9 733 514 руб.), а годовая зарплата разработчика системы загрузки спутников может достигать 650 000 (7 715 591 руб.). Начальная месячная зарплата недавно получившего степень магистра в ключевом учебном заведении Шанхая превысила 23 000 юаней (254 400.7 руб.). Дальше – просто умножаем на 12.

Это не только изменения в заработной плате на коммерческих должностях в аэрокосмической отрасли, но и барометр чередования горячего и холодного в отрасли.

Численность персонала в Пекине, одном из традиционных коммерческих аэрокосмических центров, резко сократилась с 21 730 человек в 2022 году до 13 443 человек в 2024 году, что на 38% меньше. К причинам относят стабилизацию развития ведущих компаний отрасли, стабилизацию подбора персонала и т.д. Но ежемесячная зарплата остаётся на высоком уровне в 23 768 юаней, и компании используют более дорогие цены, чтобы привлечь меньше людей.

Однако, принимая во внимание условия промышленного развития, ограниченность ресурсов и другие факторы, барьеры для привлечения талантов в Пекине по-прежнему очень высоки.

Напротив, Шанхай занимает первое место с годовой зарплатой в 25 202 юаня в 2024 году, а начальная зарплата для получения степени магистра в ключевых колледжах и университетах достигает 23 130 юаней, что на 4,9% выше, чем в Пекине, что является рекордной зарплатой в регионе дельты реки Янцзы.

Опираясь на географические преимущества дельты реки Янцзы, Нанкин имеет начальную зарплату в размере 20 070 юаней для получения новых степеней магистра, превосходя Гуанчжоу; зарплата Чэнду за три года выросла на 20,2%, что делает Чэнду лидером в стране.

Стоит отметить, что региональные барьеры по заработной плате формируются. Стартовая зарплата магистра в ключевом учебном заведении Шанхая в 1,5 раза выше, чем у аналогичного специалиста в Ухане, а стартовая зарплата выпускника ключевого учебного заведения в Пекине составляет 19 200 юаней, что почти вдвое больше, чем у студента обычного учебного заведения в Чэнду.

С одной стороны, это отражает различия в региональной промышленной зрелости, а с другой стороны, это также предвещает возможную «классовую консолидацию» на рынке коммерческих аэрокосмических талантов – ведущие города продолжают привлекать высококлассных специалистов на основе преимуществ в заработной плате, в то время как другие регионы сталкиваются с двойными проблемами обучения и удержания талантов.

Кадровый состав коммерческой аэрокосмической отрасли меняется с «одноядерного» на «многоядерный» с ростом числа региональных центров в центральном и западном регионах, но барьеры по заработной плате в ведущих городах выше.

Ракетная отрасль, инженер-ракетчик (включая габаритные размеры, мощность, электрооборудование и т.д.). Это самый дефицитный штат с ежегодным повышением заработной платы на 24%; особенно когда ракеты многоразового использования переходят на стадию проектирования, специалисты в области восстановления ракет становятся «стратегическим ресурсом».

Кроме того, что касается юрисконсульта аэрокосмической отрасли, то для него характерно «удвоение зарплаты за два года». Коммерческие запуски, применение частот созвездий и международный экспортный контроль – все это требует «двуязычных» талантов, разбирающихся как в технологиях, так и в международном космическом праве.

Короче говоря, чем ближе вы будете к ракете, тем быстрее будет расти ваша зарплата.

Среди компаний – производителей спутников с численностью персонала 500-1000 человек общий денежный доход на уровне экспертов достиг 1,084 млн юаней, что на 42% больше, чем в компаниях с численностью персонала менее 100 человек; в компаниях-производителях ракет-носителей с численностью персонала 1000-5000 человек разница в доходах между уровнем экспертов и уровнем ассистентов достигает 6 раз.

Аэрокосмическая компания: среднемесячный набор персонала в 2023 году составляет 222 человека, а среднемесячный набор персонала в 2025 году резко сократился до 47 человек, но общая должность конструктора жидкостных двигателей по-прежнему оценивается высоко – 35-70 тысяч в месяц.

Восходящий поток отрасли (исследования и разработки ракет/спутников). Представлены характеристики заработной платы: чем больше шкала, тем выше премия. Общий денежный доход компаний с численностью персонала 1000-5000 человек на уровне экспертов составляет 1,129 миллиона, что в 1,5 раза больше, чем у компаний с численностью персонала менее 100 человек.

Нисходящий поток отрасли (наземное оборудование, прикладные услуги). Эффект масштаба умеренный, но надбавка за технические должности на низовом уровне заметна – разрыв в доходах между уровнем комиссара и супервайзера составляет около 33%, а граница между уровнем технического руководителя и уровнем руководства была сглажена.

Ключевые таланты в коммерческой аэрокосмической отрасли часто рассматриваются как один из основных активов.

Ведущая компания закрепляет за основной командой «премию на основе проекта в 2-3 раза больше годовой зарплаты», что равносильно предоставлению «технических опций» своим сотрудникам; низшая компания вынуждена «обменивать зарплату на время» и привлекать людей с зарплатой выше, чем ее собственный ритм финансирования. Однако это также может привести к «финансированию затрат на расширение».

Коммерческая космическая индустрия последних лет похожа на Интернет в 2000 году и предпринимательский круг в 2015 году: технологический взрыв, прилив капитала, голод талантов и голубой океан рынка. Но история говорит нам, что после того, как пузырь схлынет, только компании, которые одновременно владеют технологиями, капиталом, талантами и рынками сбыта, смогут остаться на рынке.

Для лиц, ищущих работу, хорошие перспективы развития, адекватная финансовая обеспеченность и адаптация к культурной среде – всё это факторы, которые необходимо учитывать.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~BJ9wQ
12.09.2025
В прошлом году секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече с руководителями силовых ведомств стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока сообщил аудитории, что ведущие российские компании в сфере кибербезопасности готовы помочь иностранным правительствам взять под контроль их национальное информационное пространство.
10.09.2025
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей.
05.09.2025
Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).
04.09.2025
По данным отчёта The Verge, генеральный директор OpenAI Сэм Альтман считает, что рынок элементов с искусственным интеллектом находится «в пузыре».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.