Суверенитет данных для подключённых авто на Глобальном Юге
Всплеск производства подключённых транспортных средств, которые способны собирать и генерировать огромные объёмы данных, вызывает серьёзные опасения по поводу конфиденциальности и цифрового суверенитета. Страны Глобального Юга, импортирующие эти транспортные средства, сталкиваются с дополнительными проблемами.
Так же, как можно использовать смартфон для включения обогрева в вашем умном доме перед приездом, можно использовать его для прогрева лобового стекла подключённого автомобиля за несколько минут до отъезда. В этом контексте подключённые транспортные средства используют технологии передачи данных для взаимодействия с другими устройствами, в то время как автономные транспортные средства, или самоуправляемые автомобили, включают в себя подключённые транспортные средства и могут принимать независимые решения о вождении. Все автономные транспортные средства подключены, но не все подключённые транспортные средства автономны.
Один неоспоримый факт заключается в том, что наши транспортные средства становятся умнее. В настоящее время 97% транспортных средств во всем мире оснащены интеллектуальными экранами, а к 2025 году, по прогнозам, в эксплуатации будет находиться более 400 миллионов подключённых автомобилей. Эти экраны отображают результаты работы датчиков и обработки данных, выполняя такие функции, как сбор и анализ дорожной информации, облегчая взаимодействие человека и машины, обеспечивая автономное вождение и управление компьютерной системой автомобиля. Хотя эти функции обеспечивают значительное удобство, они предполагают сбор личной информации от водителей и пассажиров, а также данных о внешней среде, что вызывает обеспокоенность по поводу конфиденциальности данных и их безопасности, соответственно.
Этот огромный объём собранных данных впоследствии может быть передан другим организациям, часто без ведома или согласия водителей.
Помимо защиты данных, рост числа подключённых транспортных средств вызывает обеспокоенность по поводу суверенитета данных. Суверенитет данных означает обработку и контроль данных в соответствии с правовыми рамками, практикой, культурными нормами и законами страны, в том числе в области защиты данных, конкуренции и национальной безопасности. Это может включать обеспечение того, чтобы страны сохраняли «контроль» над данными своих резидентов и правительств; следовательно, соответствующая политика может включать условия передачи данных и ограничения на использование иностранных технологий, которые могут привести к хранению данных за рубежом.
Присутствие транспортных средств, подключённых к интернету за рубежом, на улицах страны вызывает опасения по поводу цифрового суверенитета. Многие эксперты и ученые настаивают на том, чтобы приравнивать цифровой суверенитет к другим угрозам суверенитету страны.
Китай воспринимает американские Tesla как угрозу национальной безопасности, что приводит к запретам на их использование при выполнении большинства государственных функций и ограничению доступа в определённые правительственные учреждения. Недавно правительство включило этот бренд в список своих покупателей, но только после обсуждения и утверждения мер по обеспечению безопасности данных, включая требование о хранении данных внутри страны в Китае. В конечном счете, правительство разрешает ездить в Китае только на «Теслах» китайского производства.
В настоящее время большинство подключённых транспортных средств экспортируется из трёх основных регионов: США, ЕС и Восточной Азии (Япония, Южная Корея и Китай). Эти регионы-экспортеры предпринимают шаги по внедрению политики, направленной на обеспечение конфиденциальности и суверенитета данных (будь то посредством законов, нормативных актов или действий правительства). В США, несмотря на отсутствие федерального законодательства о защите данных, правительство стремится решить проблемы, связанные со сбором данных с подключённых транспортных средств. Министерство юстиции намерено предложить ввести запрет на импорт интеллектуальных автомобилей, оснащённых китайскими или российскими технологиями, и был внесен законопроект, предоставляющий Министерству юстиции и другим федеральным ведомствам чёткие юридические полномочия по этому вопросу. Тем временем Федеральная торговая комиссия (FTC) расследует практику использования данных в отечественной автомобильной промышленности.
Япония и Южная Корея также известны своими строгими правилами защиты данных и являются одними из немногих юрисдикций, внесённых ЕС в «белый список» за их адекватные стандарты.
С другой стороны, многим странам Глобального Юга не хватает опыта и возможностей для разработки и производства собственных транспортных средств. Следовательно, они импортируют подключённые транспортные средства от иностранных автопроизводителей и зачастую имеют ограниченное влияние на политику в области передачи данных, связанную с этими машинами. В ответ этим странам следует тщательно обдумать свою позицию. Это включает в себя определение степени, в которой следует разрешить сбор и передачу данных, обеспечивая баланс между конфиденциальностью данных и защитой суверенитета и краткосрочными экономическими выгодами. Они также должны принять соответствующие нормативные меры, такие как обновление правил локализации данных или запрет на импорт интеллектуальных транспортных средств из определённых юрисдикций.
Эта проблема особенно очевидна на рынке Юго-Восточной Азии, где китайские «умные» автомобили добились значительных успехов. Ярким примером может служить Таиланд, где продажи в 2023 году почти в восемь раз превысили показатели предыдущего года. Такое быстрое расширение вызывает опасения по поводу масштабного сбора данных и их передачи за рубеж, что создаёт риски как для конфиденциальности данных, так и для суверенитета. Несмотря на наличие всеобъемлющего регламента по защите данных, основанного на GDPR, правоприменительные и следственные действия регулирующего органа Таиланда были ограниченными, отчасти из-за нехватки персонала и бюджета.
В отличие от Таиланда, китайские «умные» автомобили, по-видимому, менее доминируют на индийском рынке. Однако потенциальный приток подключённых транспортных средств из других зарубежных стран по-прежнему может создавать проблемы с конфиденциальностью данных и суверенитетом. Стратегия защиты данных в Индии сосредоточена на индивидуальном контроле, подчеркивая право собственности и согласие пользователей. Наряду с законами о защите данных, основанными на GDPR, правительство Индии продвигает инициативу India Stack, которая направлена на обеспечение баланса между локализацией данных и экономическим развитием. Эта инициатива включает в себя модель управления данными, разработанную для усиления контроля пользователей над своими данными с помощью системы управления согласием на обмен данными.
Перенося акцент на Африку, многие страны сталкиваются со значительными проблемами из-за нехватки местных цифровых технологий, что усугубляется доминированием иностранных компаний на рынке облачных вычислений и хранением данных на серверах за пределами континента. Для решения этих проблем Африканский Союз подчеркнул, что государства-члены должны проводить политику, обеспечивающую субъектам данных контроль над своими личными данными. Кроме того, Африканский Союз изучает новые механизмы собственности, такие как доверительное управление данными, которые предлагают альтернативы традиционной модели защиты индивидуальных прав.
Страны Глобального Юга могли бы обеспечить больший контроль над вопросами конфиденциальности данных и суверенитета, связанными с подключёнными транспортными средствами, обеспечивая соответствие своим национальным интересам и нормативно-правовой базе.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников