Внедрение

Солнце бьёт рекорды по количеству солнечных пятен. Ждать ли солнечной бури?

11 Июля 2023
Солнце бьёт рекорды по количеству солнечных пятен. Ждать ли солнечной бури?

За июнь на Солнце образовалось более 160 солнечных пятен, что стало самым высоким месячным числом за более чем два десятилетия.

Данные подтверждают, что текущий солнечный цикл, 25-й с момента начала регистрации, набирает интенсивность гораздо более быстрыми темпами, чем прогнозировалось. Этот процесс вызывает опасения по поводу суровых явлений космической погоды в ближайшие месяцы и годы.

Космические агентства предсказывали, что максимальное месячное количество солнечных пятен во время максимума 25-го солнечного цикла достигнет скромных 125. Однако звезда сейчас находится на траектории достижения пика в чуть менее 200 солнечных пятен, и некоторые учёные считают, что этот пик может наступить всего за один год.

2 июля одно из этих солнечных пятен, более тёмных и холодных областей на поверхности звезды с плотными и сильными магнитными полями, произвело мощную солнечную вспышку, вызвавшую временное отключение радиосвязи на западе США и над Тихим океаном. Такие события могут стать более частыми в ближайшем будущем, по мере того как солнечный цикл приближается к своему максимуму.

И этот максимум может стать довольно резким. Больше солнечных пятен означает не только больше солнечных вспышек, но и больше корональных выбросов массы, мощных извержений заряженных частиц, составляющих солнечный ветер. А это может означать плохую космическую погоду на Земле. Интенсивные всплески солнечного ветра могут проникать через магнитное поле Земли и перезаряжать частицы в атмосфере Земли, что вызывает завораживающее полярное сияние, но также и серьёзные проблемы с энергосистемами и спутниками на орбите Земли.

После сильной солнечной бури, обрушившейся на Землю в октябре 2003 года, операторы спутников потеряли из виду сотни космических кораблей и в течение нескольких дней не могли их найти. Это произошло из-за увеличения плотности газа в верхних слоях атмосферы, соответствующих области низкой околоземной орбиты, где находится множество спутников, а также Международная космическая станция.

Поскольку разреженный газ в этой области взаимодействует с солнечным ветром, атмосфера раздувается, в результате чего спутники внезапно сталкиваются с гораздо большим сопротивлением, чем в спокойную космическую погоду.

Во время сильнейших штормов ошибки в орбитальных траекториях становятся настолько большими, что, по сути, каталог орбитальных объектов становится недействительным. Объекты могут находиться в десятках километров от позиций, обнаруженных в последний раз с помощью радара. Они практически потеряны, и единственное решение — снова найти их с помощью радара.

Эксперты опасаются, что из-за роста количества спутников и фрагментов космического мусора, которые пережила низкая околоземная орбита после последней серьёзной солнечной бури, такая ситуация может привести к орбитальному хаосу, который может длиться неделями. В этот период риск опасных столкновений с фрагментами космического мусора будет исключительно высоким, что затруднит работу операторов спутников.

Различные операторы уже испытали ранние проблемы с космической погодой, в том числе «Спэйс Икс», которая потеряла партию из 40 спутников Starlink после того, как запустила их в то, что они считали просто лёгкой солнечной бурей. Невежественное отношение к предупреждению привело к тому, что новый космический корабль сгорел в атмосфере Земли, когда он не смог поднять свою орбиту после запуска из-за неожиданного сопротивления. Европейское космическое агентство также сообщило о проблемах в прошлом году после того, как три его спутника Swarm, которые изучают магнитное поле планеты, начали терять высоту с невиданной ранее скоростью. Операторам пришлось использовать двигатели космических кораблей, чтобы предотвратить их падение на Землю в более плотном газе.

Во время экстремальных явлений заряженные солнечные частицы могут повредить электронику космического корабля, нарушить сигналы ГНСС и вывести из строя электрические сети на Земле. Во время самой сильной солнечной бури в истории, Кэррингтонского события 1859 года, клерки телеграфа сообщали, что искры летели от их машин, поджигая документы. Перебои с телеграфными услугами в Европе и Северной Америке продолжались несколько дней.

Исследователи считают, что самые сильные солнечные бури, как правило, приходятся на фазу спада нечётных солнечных циклов. Поэтому операторам космических аппаратов могут предстоять трудные годы.

Поскольку 25-й цикл нечётный, можно ожидать, что наиболее эффективные события произойдут после максимума, в 2025 и 2026 годах. Это потому, что полюса Солнца переворачиваются каждые 11 лет.

Тем временем синоптики продолжают следить за солнечным пятном, вызвавшим вспышку, а также за несколькими другими солнечными пятнами, назревающими на поверхности Солнца. До сих пор никакого выброса корональной массы не происходит, но полярные сияния могут получить импульс от высокоскоростного солнечного ветра, вытекающего из дыры в магнитном поле Солнца.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~tA83B
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.