Россия может занять 14-18% мирового рынка гражданских беспилотников если локализует производство
При сохранении текущих темпов роста промышленного производства и активной поддержке со стороны государства, к 2030 году Россия сможет войти в пятёрку ведущих стран по развитию полного спектра беспилотных технологий, полагают в Triada Partners. Однако для достижения этой цели необходима системная работа, особенно в решении проблемы импортозамещения.
Сегодня практически каждый производитель дронов сталкивается с дефицитом отечественных комплектующих. В среднем доля иностранных компонентов в отрасли достигает 70%. Особенно остро ощущается нехватка сложных компонентов, таких как двигатели, датчики, средства спутниковой связи, аккумуляторы, зарубежная электроника, чипы, контроллеры двигателей, FPV-системы, регуляторы оборотов и навигационные модули.
Согласно данным, которые приводит издание ID Expert, на данный момент Россия занимает долю около 2-3% на мировом рынке гражданских БВС (беспилотное воздушное судно). В стране насчитываются более 400 производителей гражданских дронов, большинство из них — малые предприятия с численностью штата до 50 человек. Это ограничивает возможности массового производства, сложных исследований и удешевления продукции, как следствие — российские компании значительно уступают лидерам международного рынка по объёмам производства и выручке. Хотя в области небольших мониторинговых беспилотников российские летательные аппараты уже отметились в мировой инженерной линейке (гражданские модели концерна «Калашников», широкая линейка БВС для различных секторов промышленности «Аэромакс»), общемировая тенденция — создание и внедрение более крупных БВС с массой от сотен килограммов до нескольких тонн, что требует дополнительных затрат в R&D и продуманных нормативов использования.
Всего в 2024 г. российские производители выпустили около 16,4 тыс. гражданских БВС (против 6,1 тыс. в 2023 г.). Общий объём российского рынка, включая импорт, согласно данным «ГидМаркет», превысил 57 тыс., а к 2030 году аналитики прогнозируют производство 180 тыс. аппаратов при доле отечественной продукции до 45%. При этом на отрезке 2020—2024 гг. среднегодовой темп роста составил не более 20% (данные Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст»), для сравнения Китай на отрезке 2016—2024 гг. показал средний темп в более чем 50%, а Индия бьёт рекорды с почти 90% темпом роста рынка, закрывшись от импорта иностранных решений.
Кроме низкого уровня локализации производства, аналитики выделяют другие факторы, которые тормозят развитие российских гражданских дронов на мировой арене. Это высокая себестоимость, сложная логистика и накладные расходы производства (особенно для уникальных тяжёлых БВС). Другой ключевой барьер — кадровый дефицит. Правительство уже заявило о необходимости подготовки до 1 млн специалистов в рамках нацпроекта «БАС» 2025—2030, однако чтобы закрыть кадровый разрыв в гражданской отрасли БВС, необходимо массово готовить инженеров-конструкторов, разработчиков авионики и ИИ, специалистов по связи и спутниковым системам — в этой работе должны быть задействованы профильные вузы (например, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана) и региональные политехнические институты с сильной авиационной школой. Параллельно отрасли нужны тысячи операторов-пилотов, диспетчеров и сервис-инженеров, которые будут обслуживать флот дронов и управлять полётами — эти кадры должны выходить из колледжей и техникумов. К списку добавляются юристы и сертификационные эксперты для грамотного правового сопровождения отрасли, преподаватели и инструкторы.
Тем не менее при преодолении текущих барьеров развития отрасли у России есть потенциал занять до 14-18% мирового рынка гражданских БВС к 2030 году. Инфраструктура для гражданских дронов в России находится на начальной стадии формирования, однако и государственные регуляторы, и участники рынка совершают активные шаги в направлении интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство. По словам вице-премьера РФ Вячеслава Савельева, в стране действует 31 дронопорт, до конца 2025 года планируется установка еще не менее 20. В начале текущего года в Санкт-Петербурге в опытную эксплуатацию запустили первый в мире вертопорт — автоматизированную станцию для зарядки батарей и запуска и приёма БВС вертолётного типа. Уже введён отдельный воздушный класс для беспилотников. Вместе с тем пока нет единой системы сертификации БВС, а в 67 регионах России всё ещё действует запрет на их использование.
Дроны становятся ключевым элементом экономики будущего. Они способствуют долгосрочному снижению затрат и оптимизации процессов в ключевых отраслях, таких как сельское хозяйство, энергетика, тяжёлая промышленность и логистика. Наиболее широкое применение БВС как в России, так и в мире приходится на сферу мониторинга, объём которого в России в 2024 году оценивается в 20 миллиардов рублей.
С помощью беспилотных авиасистем осуществляется мониторинг энергетической инфраструктуры, включая проверку нефте- и газопроводов, линий электропередач и тепловых сетей, а также обследование карьеров и шахт, картографирование местности и геодезические работы. Эти системы автоматизируют трудоемкие и малоэффективные процессы.
В сельском хозяйстве БВС используются для внесения удобрений и пестицидов, учёта и сбора урожая, а также для посева семян. В городских условиях и строительстве они применяются для топографической съёмки и инспекции зданий, а также в логистике и экстренной доставке.
Беспилотная доставка особенно актуальна для удалённых и труднодоступных регионов страны, хотя пока речь идёт лишь о тестовых и дорогостоящих проектах, таких как в Якутии. Крупные компании, такие как Яндекс, Почта России и Сбер, также проводят тестирование беспилотной доставки.
Наибольшие шансы выбиться в лидеры до конца десятилетия на мировой арене гражданских БВС — у производителей двойного назначения. Для оборонной промышленности фактор импортозамещения во много раз критичнее, в данном сегменте у производителей зачастую нет выбора, кроме как замещать импорт. Поэтому массовое производство дронов для оборонных нужд (свыше 1 млн единиц в год), создание новых производственных площадок и рабочих мест позволяет совершенствовать технологии, которые затем переходят в гражданскую сферу, а также позволяет оперативно и эффективно решать проблемы импортозамещения.
