Внедрение

Россия и Китай расширяют космическое технологическое сотрудничество

7 Мая 2024
Россия и Китай расширяют космическое технологическое сотрудничество

Первый китайский тропический космодром Вэньчан недоброжелатели считают «доказательством национального чванства». Во время холодной войны Китай запускал ракеты из пустыни Гоби и других пустынных мест внутри страны. Однако, как только Китай стал более уверен в своей способности сдерживать захватчиков, Вэньчан стал прекрасными воротами в космос. Так близко к экватору, на южном острове Хайнань, вращение Земли ускоряет каждый запуск. Прибрежная площадка, окружённая пальмами, позволяет доставлять сюда по морю самые большие ракеты – «Великий поход». Вэньчан открылся в 2016 году. Его хорошо охраняемые стартовые площадки окружены научно-образовательным центром (закрытым для иностранных посетителей), копиями ракет, статуями астронавтов с размахивающими флагами и другим туристическим китчем.

Здесь, на этой витрине китайских технологий, привилегированному другу — России — дарят драгоценный кусок недвижимости. Московский энергетический институт приглашён открыть филиал в Вэньчане на 10 000 студентов, изучающих аэрокосмическую технику и науку. В январе российские и китайские учёные и официальные лица провели церемонию закладки фундамента. Хотя кампус площадью 40 гектаров пока представляет собой голую землю, китайские СМИ уже объявили, что Хайнаньский институт будет академией под руководством России, а не совместным предприятием с китайским университетом.

Российский аванпост в Вэньчане будет находиться рядом с огромным, частично построенным парком космических технологий. Над будущими лабораториями, цехом сборки спутников и радиолокационной приёмной станцией возвышается лес кранов. Главный объект является свидетельством того, что китайско-российское космическое сотрудничество, долго сдерживаемое взаимными подозрениями между двумя странами, стремительно развивается.

В исследовании, опубликованном в прошлом году Институтом аэрокосмических исследований Китая (аналитическим подразделением ВВС США, изучающим все аспекты усилий КНР в воздушной и космической областях), подробно описывается растущее желание России помочь Китаю в создании систем противоракетного предупреждения и обороны, а также продавать ему передовые ракетные двигатели. Там же описываются соглашения Китая и России об объединении их соответствующих систем спутниковой навигации Beidou и ГЛОНАСС. Обе страны обязались построить совместную базу на Луне и вместе работать над обнаружением космического мусора — технология, которая также может быть полезна для отслеживания спутников противника. В исследовании цитируется Си Цзиньпин, верховный лидер Китая, который связывает техническое сотрудничество с Россией с планами «реформы глобальной системы управления» (т.е. вытеснения Америки с центральных позиций).

Исследование объясняет, почему страны сблизились. Китай хочет использовать десятилетия опыта России в космосе. Космической программе России нужны деньги Китая и доступ к китайским компонентам в обход санкций.

Чжао Чэньси заведует русским отделением Хайнаньского колледжа иностранных языков, профессионального училища в Вэньчане. Это гораздо более скромное учреждение, чем управляемый русскими кампус в её городе. Но открытие московской школы должно сделать её русскоязычных учеников «более уверенными в своей будущей карьере», говорит она. Чагуан встретился со студентами на уроке русской культуры, которые описали Россию как страну возможностей. Некоторые планируют перевестись в Алтайский государственный университет в Западной Сибири. Один из них — 20-летний парень по фамилии Гао. Он называет Путина «очень властным» человеком, которым он восхищается больше всех. После Си Цзиньпина, конечно.

Существуют параллели между космическим сотрудничеством и более широкой поддержкой Китая Россией. Западные санкции подтолкнули российскую космическую отрасль преодолеть сомнения в отношении Китая. Сегодня американские чиновники обвиняют китайские фирмы в поставках микроэлектроники, двигателей для дронов и станков, которые российская оборонная промышленность использует для производства ракет, танков и самолётов. Эти предметы двойного назначения подрывают западные санкции, призванные лишить Россию оружия. Однако санкции толкнули Россию в объятия Китая. Россия отправляет нефть и газ со скидкой на восток и импортирует китайскую электронику, автомобили и многое другое.

Поскольку президент Джо Байден и его команда вводят всё более высокие тарифы на китайские товары и всё более строгие запреты на чувствительный экспорт высоких технологий в Китай, они не могут с уверенностью использовать обещания доступа на американские рынки для изменения поведения Китая. Вместо этого команда Байдена придерживается двойного подхода. Сначала идут угрозы американских санкций в отношении китайских банков, которые финансируют продажи российской оборонной промышленности. Далее, высказываются предположения, что более открытые рынки Европы могут начать закрываться, если китайские фирмы помогут России.

В течение многих лет американские и западные политики утешались тем, что Китай и Россия находились в неравном, нестабильном «браке по расчёту», который не очень устраивал ни одну из сторон. Взаимное недоверие ограничивало связи. Но если посмотреть внимательно, например, на Вэньчан, можно видеть, что китайско-российские интересы совпадают, и это может оказаться прочной тенденцией.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~UMLOT
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.