Поспособствует ли умное страхование минимизации ущерба от атак дронов?
Участники рынка БАС предложили связать стоимость страховых полисов от атак дронов с уровнем защиты предприятий. Это может побудить бизнес к усилению мер по минимизации ущерба, считают эксперты. Однако некоторые страховые компании сомневаются, что предприятия будут готовы раскрывать информацию о своей защите из соображений безопасности, в то время как другие уже учитывают усилия страхователей в снижении рисков.
На форуме Expo UAV 2025 основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia Андрей Патраков заявил, что стоимость страховых полисов от дронов для предприятий должна зависеть от уровня их антидроновой защиты. Он подчеркнул, что разработка единой методологии оценки защищённости поможет предприятиям сократить расходы на страхование за счёт понижающих коэффициентов и получения утверждённых сценариев защиты.
Можно привести пример страхования автомобиля от угона, где средняя стоимость полиса существенно ниже для владельцев, установивших одобренные противоугонные системы или пользующихся охраняемыми стоянками.
Таким образом, «завод, где единственной защитой является выдача охраннику антидронового ружья», сможет получить экономический стимул для перехода на более эффективные методы защиты, заключил он.
Риски неправомерного использования дронов злоумышленниками для атак на гражданскую инфраструктуру во всем мире будут возрастать независимо от конфликта на Украине. «Это новая реальность, к которой нужно быть готовым», — отметил Патраков. За сентябрь в России, по данным Минобороны, было перехвачено более 2,7 тыс. дронов. Объем рынка страхования от атак дронов в 2025 году оценивается в 25–40 млрд руб.
Как пишет газета «КоммерсантЪ», большинство крупных промышленных предприятий уже разработали собственные программы с моделями угроз. Эти документы включают структурированное описание потенциальных угроз, возможных последствий, оценку уязвимостей объектов и меры защиты.
Кирилл Попов, директор Департамента страхования промышленных рисков «Росгосстраха», считает, что инициатива в целом реализуема. Однако одной из главных сложностей является нежелание страхователей раскрывать такую информацию страховой компании.
В «Росгосстрахе» уже учитывают усилия клиента по обеспечению защиты от дронов при расчете цены страхования, добавил он. Источник в страховой компании отметил, что типология по степени защищённости может поставить под угрозу слабо защищённые объекты в случае утечек информации.
Размер страховой премии по любому виду страхования зависит от степени риска, что позволяет страховщику учитывать меры, принятые страхователем, для снижения вероятности страхового случая, сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Однако страхование имущества предприятий является добровольным и не регулируется законодательством, поэтому оценка факторов, влияющих на риск, проводится каждым страховщиком самостоятельно.
В ВСК для решения о страховании рисков терроризма и диверсий проводится анализ достаточности мер защиты от ударов дронов, включая определение адекватных лимитов ответственности. На тарификацию этих рисков влияют расположение предприятия, удалённость от линии боевого соприкосновения, статистика прилётов дронов, размер ущерба и вид деятельности. Источник в другой крупной страховой компании указал, что цена полиса пока не зависит от защищённости объекта, так как большинство застрахованных предприятий, за исключением ТЭК, не имеют защитных устройств.
Разделение предприятий по степени защищённости от атак дронов до завершения боевых действий на Украине представляется маловероятным, считает собеседник «Ъ» в экспертном сообществе. Однако идея создания единой методологии оценки имеет смысл для снижения экономической нагрузки на бизнес, хотя такой подход, скорее всего, будет выработан на основе накопленной практики рынка.
Президент ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачёв полагает, что аэропорты не должны нести ответственность за риски ущерба от атак дронов. Эта ответственность и страховые разбирательства должны быть возложены на Минобороны и другие уполномоченные органы. «Аэропорты могут добровольно устанавливать антидроновые комплексы, но как неспециалисты в этой области они не могут и не должны нести риски материальной и уголовной ответственности», — отметил он.
