Под карпулинг и райдшеринг подведут нормативную базу

Минтранс представил проект нового закона для регулирования онлайн-агрегаторов совместных поездок на автомобилях. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на находящийся в распоряжении редакции документ.
«Согласно проекту Минтранса, от перевозчика потребуется наличие прав категории B и водительского стажа не менее двух лет. В сутки ему будет разрешено не более двух поездок, организованных через агрегатор. В своем автомобиле водитель не сможет перевозить за рейс более пяти попутчиков. Если выяснится, что перевозчик совершал коммерческие рейсы, то его аккаунт подлежит блокировке. Расчеты между попутчиком и некоммерческим перевозчиком возможны только в безналичной форме через онлайн-сервис», - пишет издание.
Минтранс 28 июня направил документ членам рабочей группы, после 25 июля планируется направить документы в Госдуму. Закон вступит в силу через год после подписания.
В России крупнейшим сервисом карпулинга считается французский BlaBlaCar. Аналогичные проекты развивали Mail .ru Group и «Яндекс».
Как прокомментировала журналу «Вестник ГЛОНАСС» заведующая научно-исследовательского сектора организационно-методического обеспечения транспортного планирования в Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Татьяна Михеева, необходимость такого нормативного акта назрела давно, поскольку райдшеринг стал достаточно популярен в России. «Текущая версия законопроекта позволяет онлайн-агрегаторам действовать легально, обеспечивая приоритет безопасности пассажиров. При этом в законопроекте отдельно подчеркивается некоммерческий характер поездки, и это тоже важный момент, поскольку в этом и суть райдшеринга», - сказала она.
Как отметила эксперт, за рубежом такого рода совместные поездки либо не регулируются (в Испании и Нидерландах, например, карпулинг не является услугой, регулируемой транспортным законодательством), либо регулирование достаточно рамочное: во Франции, Бельгии, Канаде и Италии законодательство трактует карпулинг как некоммерческие поездки – то есть водитель не должен получать прибыль от поездки, а может только покрыть часть расходов на ее осуществление. «В то же время в российских реалиях встречается ситуация, когда некоторые недобросовестные перевозчики используют сервисы совместных поездок для заработка. Поэтому требования к водителям, приведенные в российском законопроекте кажутся обоснованными и необходимыми», - отметила Михеева.
В тоже время, по мнению эксперта, райдшеринг/карпулинг не является конкуренцией регулярным перевозчикам. «Скорее, люди, пользующиеся райдшерингом – это отдельный сегмент рынка, ценящий экономию и комфорт, который, к сожалению, не все официальные перевозчики в состоянии обеспечить. Возможно, какая-то часть пассажиров ушла от официальных перевозчиков и использует сервисы совместных поездок, но, на мой взгляд, если мы говорим именно о разовых поездках с обычными водителями, а не недобросовестными перевозчиками, которые иногда регистрируются на подобных сервисах, речь идет о небольшом проценте людей», - сказала она, добавив, что, возможно, конкуренция в виде совместных поездок простимулирует улучшение качества сервиса официальных перевозчиков.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam