Плюсы и минусы революции беспилотных автомобилей

«Вестник ГЛОНАСС» ранее упоминал исследование AAA (Автомобильная ассоциация США), выяснившее, что около 70% жителей США боятся полностью беспилотных автомобилей. Что бросается в глаза – что это число выше, чем в предыдущие годы. Это увеличение в значительной степени связано с непониманием широкой общественностью технологий самостоятельного вождения и «недавними инцидентами, получившими широкое распространение», в отношении технологий самостоятельного вождения. По мере того, как технологии становятся всё более продвинутыми, вот взгляд с обеих сторон на то, есть ли будущее за самостоятельным вождением:
Против: машины не так умны, как люди
Беспилотным системам «просто не хватает способности людей быстро прогнозировать и оценивать риски», — объясняют Ник Кэри и Пол Линерт из Техасского транспортного института Texas A&M. Расхождение будет ещё выше в «пограничных случаях» или непредсказуемых системах. Разработка автоматических транспортных средств оказалась более сложной, чем ожидалось, потому что «мозг выносит суждения и оценивает вероятности» и «каждый аспект этого мыслительного процесса (сознательный или бессознательный) должен быть запрограммирован для обеспечения безопасности».
«У нас есть множество эмпирических доказательств того, что люди невероятно хорошо чувствуют намерения других, — пишет некто Сэм Энтони. — Опасности отсутствия интуиции для определения состояния ума уже очевидны. На данный момент полностью автономные автомобили невозможны. Максимум – это когда некоторые стартапы AV внедрили людей-наблюдателей, которые сидят в десятках сотен миль и контролируют видеопотоки с нескольких AV».
За: беспилотные автомобили могут сделать наши дороги безопаснее
Несмотря на опасения по поводу того, могут ли беспилотные автомобили сравняться с водителями-людьми, исследование показало, что 94% серьёзных аварий в 2017 году были вызваны человеческими ошибками. «Полностью автономные транспортные средства исключат человеческий фактор из уравнения, тем самым сделав наши дороги более безопасными не только для водителей, но и для пассажиров, велосипедистов и пешеходов», — утверждает блогер Бернард Марр.
Самоуправляемые транспортные средства обладают «превосходными чувствами» по сравнению с водителями-людьми, что позволяет им «ориентироваться в условиях, которые были бы сложными для людей, например, проезжая через туманную полосу или перемещаясь по кромешной тьме шоссе», — пишет Кейтлин Делогери. Со временем автоматические транспортные средства могут стать безопаснее, чем водители-люди.
Против: они могут вызвать проблемы с конфиденциальностью и безопасностью.
«Настоящая кибератака на автономные транспортные средства вполне возможна, — констатирует Инес Кагубаре. — Если хакер выясняет, какая система используется потенциальным автомобилем, он «теперь может нацеливаться на эти автомобили на дороге, — говорит Шейн Тьюс, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства. — Это может позволить транспортным средствам стать “инструментами террора”».
Помимо механики автомобиля, конфиденциальность также может вызывать беспокойство, потому что «автомобильные устройства будут записывать всё, что происходит внутри и вокруг них», — утверждает журнал «Экономист». Беспилотные такси могут содержать большое количество информации о пассажирах, которая «может открыть дверь для сегрегации и дискриминации» и «ограничить передвижение людей».
За: они могут положить конец проблемам с парковкой.
Широкое внедрение беспилотных автомобилей может привести к «эффективному использованию пространства», особенно в перегруженных городских районах, утверждает Чарльз Чой. Для парков автономных транспортных средств «не потребуются лифты и лестницы», а людей… можно было бы просто высадить… и позволить транспортным средствам парковаться самостоятельно».
Люди, скорее всего, будут владеть меньшим количеством автомобилей, предпочитая «использовать автоматизированные службы совместного использования или услуги такси». В результате будет «меньше людей, нуждающихся в поиске места для парковки», и «здания будущего больше не будут окружены огромными уродливыми автостоянками».
Против: кто-то лишится работы
По словам Кэролин Фортуна из «КлинТехника», переход на автономные транспортные средства может оказаться «дорогостоящим для некоторых людей, особенно для работников традиционных отраслей». Хотя в растущей новой отрасли можно многое выиграть, некоторые исторические профессии могут оказаться устаревшими.
Исследование, опубликованное в 2021 году в «СайнсДирект», показало, что люди «считают, что правительства не готовы к преобразованиям, которые беспилотники привнесут на рабочие места. Усилия по созданию новых рабочих мест, созданных AV, должны использовать преимущества навыков, которые уже есть у людей в прерванных профессиях».
За: они могли бы быть более экологичными
В будущем беспилотные транспортные средства, возможно, помогут сократить выбросы, потому что они «используют значительно меньше газа и энергии при вождении по сравнению с транспортным средством, управляемым человеком», — объяснила Эшли Роуз-Харман. Кроме того, большинство автономных транспортных средств, которые разрабатываются и эксплуатируются в настоящее время, «уже полностью электрические», что делает их менее опасными, чем их газовые аналоги. Развитие также может привести к тому, что люди будут покупать меньше автомобилей и избегать «ненужных перекрывающихся поездок, которые способствуют выбросам».
Однако польза зависит от того, смогут ли компании повысить эффективность вычислительных технологий «значительно более быстрыми темпами, — говорит исследователь из Массачусетского технологического института Сумья Судхакар. — Если мы нормально продвинемся в этом, мы сможем разработать более эффективные автономные транспортные средства, которые с самого начала будут иметь меньший углеродный след».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал