Внедрение

Перспективы рынка малых спутников

17 Декабря 2024
Перспективы рынка малых спутников

Международное агентство «Новаспэйс» опубликовало исследование рынка малых спутников. Прогнозируется устойчивый рост в отрасли малых спутников (smallsat). Рыночная стоимость в течение следующего десятилетия может достичь $113,3 млрд. Это расширение будет подпитываться пополнением спутниковых созвездий по всему миру и растущей сложностью и стоимостью правительственных миссий с одним спутником.

«Рынок малых спутников по-прежнему в первую очередь движим созвездиями, весьма конъюнктурным, но сложным сегментом, — комментирует Александр Наджар, ведущий аналитик. – В то время как многочисленные новые созвездия находятся в разработке, многие, как ожидается, столкнутся с сокращением масштабов или консолидацией из-за инфляционного давления и жёсткой конкуренции, что ставит под угрозу их долгосрочную жизнеспособность».

В отчёте подчеркивается стратегическая роль созвездий малых спутников в наращивании потенциала для новых игроков в космическом секторе. Недавние геополитические напряжения и конфликты подчеркнули критическую важность коммерческой спутниковой связи (сатком) и созвездий наблюдения за Землёй. Эти системы продемонстрировали свою ценность в активных боевых сценариях, в то время как растёт интерес к новым технологиям, таким как созвездия прямого доступа к устройству (D2D) и созвездия позиционирования, навигации и синхронизации на низкой околоземной орбите (LEO PNT).

Растущая тенденция к региональному удержанию спроса и вертикальной интеграции, особенно среди развивающихся стран. Эти страны и операторы не только приобретают системы smallsat, но и инвестируют в отечественное производство и возможности запуска, что фактически сокращает экспортные возможности для коммерческих игроков. В результате, адресный рынок для многих коммерческих компаний smallsat станет более ограниченным, а долгосрочные государственные контракты станут ключевым фактором роста.

Индустрия малых спутников продолжает демонстрировать устойчивость, несмотря на проблемы с цепочками поставок, инфляционное давление и исключение Starlink и Starshield из сферы охвата отчёта. С ростом инвестиций со стороны оборонных агентств, высоким спросом со стороны Азии и стратегической важностью систем малых спутников, подчёркнутой глобальной геополитической напряжённостью, рынок остаётся динамичным. Поскольку государственные контракты и новые коммерческие участники стимулируют рост, сектор малых спутников готов сыграть ключевую роль в формировании будущего космических возможностей во всём мире.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Flks1
08.07.2025
В настоящее время группировка, которой управляет РЦКС, состоит из двух спутников: KazSat-2 и KazSat-3. Аппарат KazSat-2 (также производства ГКНПЦ им. Хруничева) запущен в орбитальную позицию 86,5º восточной долготы в июле 2011 г. Его исходный срок активного существования истекал в 2024 г., но затем был продлен до конца 2026 г. По словам заместителя председателя правления АО «РЦКС» Василия Леонова, после вывода KazSat-2 из эксплуатации РЦКС решил не заказывать новый спутник ему на замену.

03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.