Перспективы автономных систем

Автоматизация и автономное вождение — сложные темы. То, что инженеры могут безопасно предложить, не всегда соответствует тому, что хотят продать маркетологи.
Компания «Мерседес-Бенц» недавно анонсировала технологию автономного вождения третьего уровня. Это означает, что автомобиль может вести себя сам в условиях с определёнными ограничениями. В то же время «Тесла» отозвала все автомобили, оснащённые программным обеспечением «Возможность полного самоуправления» (Full Self-Driving Capability), после того как государственные власти предупредили, что это небезопасно.
Беспилотные автомобили — это транспортные средства, которые полностью работают без вмешательства человека. Тем не менее, идут споры о терминологии автомобильных вспомогательных систем. От инженерного жаргона до маркетингового языка система понятий продолжает развиваться.
Можно приблизительно разделить технологии, которые люди называют «беспилотным вождением», на две категории: системы поддержки водителей и системы автоматизации. «SAE Интернейшнл», ассоциация инженеров и соответствующих технических экспертов в аэрокосмической, автомобильной и коммерческой промышленности, разработала систему уровней от нуля до пяти. Однако не каждый уровень классифицируется как автономное вождение.
Сегодня большинство автопроизводителей продают различные системы поддержки водителя либо в качестве стандартного оборудования, либо в качестве опций для автомобилей. К ним относятся интеллектуальный или адаптивный круиз-контроль, помощь в поддержании полосы движения и возможность громкой связи.
Автономные системы управляют автомобилем за человека. Автопроизводители сегодня стремятся к этой технологии.
Согласно SAE, уровни с 0 по 2 считаются функциями поддержки водителя, а уровни с 3 по 5 классифицируются как имеющие автономные возможности.
На уровне 0 автомобиль реагирует только на действия водителя. Даже если он использует датчики, чтобы предупредить вас об окружающем движении, например, систему оповещения о слепых зонах или о выходе из полосы движения, у него всё равно нет возможности самостоятельно что-то исправить или противостоять предполагаемой угрозе.
На уровне 1 автомобиль может немного вмешиваться в вождение, пытаясь обезопасить водителя. Например, активировать систему удержания в полосе.
На уровне 2 функции взаимодействуют друг с другом. Одновременно могут быть активны несколько функций. Примером этой автономной технологии является адаптивная система круиз-контроля, которая регулирует скорость, чтобы держаться на определённом расстоянии от впереди идущего автомобиля, при этом удерживая автомобиль в своей полосе движения.
В настоящее время системы уровня 2 являются самой сложной технологией. Эти системы позволяют водителям ненадолго убирать руки с руля. Однако водители должны быть готовы в любой момент взять на себя управление автомобилем.
На уровне 3 автомобиль ведёт себя сам в ограниченных условиях, а водитель не ведёт машину. Тем не менее, водители должны быть готовыми взять на себя управление. Автономное транспортное средство третьего уровня будет управлять скоростью и рулём, проходить повороты и следовать по маршруту.
По данным нескольких авторитетных сайтов, автомобиль Honda 100 Legend стал первым беспилотным автомобилем третьего уровня.
На уровне 4 автомобиль может двигаться по фиксированной петле по известным дорогам. Водитель не обязан брать на себя управление в любое время. Эти транспортные средства могут иметь или не иметь рулевого колеса или педалей. В некоторых местах беспилотные автомобили 4-го уровня проходят ограниченное тестирование.
На уровне 5 машина может ездить сама в любых условиях и по любой дороге. У этих автомобилей не будет, руля и педалей. На данный момент системы уровня 5 остаются теоретическими.
В рекламных материалах «Тесла» говорится: «Автопилот и возможность полного самостоятельного вождения предназначены для использования с полностью внимательным водителем, который держит руки на руле и готов взять на себя управление в любой момент. Функции, включённые в настоящее время, не делают автомобиль автономным».
Большинство самоуправляемых систем, продаваемых в настоящее время в США, имеют уровень SAE 2 или ниже. Отвлекать внимание от вождения, находясь за рулём любого автомобиля, который в настоящее время продается с этой технологией, небезопасно. Разве что ненадолго убрать руки с руля с некоторыми системами уровня 2 при определённых условиях. Но водитель должен быть готов взять на себя управление в любой момент.
Однако при использовании низкоскоростных приложений, включая функции самостоятельной парковки, может не потребоваться следить за дорогой или оставаться внутри автомобиля. Например, некоторые люксовые бренды предлагают дистанционное управление автоматической парковкой, которое выполняет этот манёвр для таких вещей, как параллельная парковка.
Система сочетает в себе адаптивный круиз-контроль и помощь в поддержании полосы движения. Это позволяет водителям временно убрать руки с руля, не сводя глаз с дороги. Система автоматически управляет транспортным средством, используя более 100 000 миль предварительно нанесенных на карту дорог, хранящихся в системе.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал