Внедрение

Опрос: современные технологии в городском пространстве

19 Декабря 2024
Опрос: современные технологии в городском пространстве

ВЦИОМ представил результаты опроса россиян, посвящённого умным городам. Каждый третий россиянин в той или иной степени знаком с понятием «умный город» (33%). 66% узнали о нём в ходе опроса. Тех, кто досконально разбирается в теме – 2%. Топ-3 умных городов в представлениях наших сограждан: Москва (42%), Санкт-Петербург (27%) и Казань (11%). 44% россиян хотели бы жить в умном городе, 25% не хотели бы, а каждый седьмой ответил, что уже живет в таком городе (14%).

Прогресс неизбежно идёт вперёд. С годами «умнеют» отдельные устройства, а с ними — дома, офисы и даже целые города. Умный город представляет собой город нового поколения, в котором безопасность и комфорт жителей обеспечиваются за счёт внедрения цифровых технологий в городскую и коммунальную инфраструктуру.

Возвращаемся к опросу. Типичный россиянин, готовый в общих чертах рассказать об умном городе, — мужчина (38% vs. 28% женщин), с высшим или неоконченным высшим образованием (40%), хорошим или средним достатком (37% и 33% соответственно), проживающий в Москве или Санкт-Петербурге (44%). Поселенческий фактор в данном вопросе является решающим: в обеих столицах — городах, где наиболее заметны последствия цифровизации, с понятием «умный город» знакомы на 11 п.п. больше, чем в целом по стране. А вот поколение, на удивление, особого значения не имеет. Технологически подкованные зумеры знают об умных городах лишь немногим больше, чем остальные (39% vs. 32-35%), опережая в уровне информированности лишь самых «взрослых» — представителей поколения Оттепели (77+ лет) — 19%.

Слабая информированность объясняет и высокую долю затруднений при ответе на вопрос о характеристиках, которыми должен обладать умный город (44%). Анализ содержательных ответов позволяет сделать вывод, что понимание умного города выходит за рамки узкого определения: умный в представлениях россиян – не только технологичный. В целом это соответствует цели ведомственного проекта Минстроя, которая заключается «не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры».

Большая часть опрошенных смогли поделиться своим видением умного города (56%). В ответах россиян речь по большей части идёт о развитой социальной инфраструктуре и благоустройстве (31% ответов), в том числе о наличии школ, детских садов / строительстве (13%), доступности образования (5%), комфортных условиях жизни (5%) и др. Ответов с упоминанием технологий насчитывается меньше (в общей сложности 22%), в этой категории лидируют: ИИ (7%), системы видеонаблюдения (4%), автоматизация/роботизация (3%). К составляющим умного города в представлениях россиян можно также отнести развитую транспортную инфраструктуру (14%), развитую экономику (9% ответов, в том числе наличие рабочих мест, контроль цен, развитая промышленность, высокие доходы и др.), грамотное управление, руководство, контроль, законы (8% ответов), социальную поддержку и здравоохранение (6% ответов) и, наконец, грамотных, образованных, воспитанных людей (6% ответов).

Что касается конкретных интеллектуальных сервисов, то в первую очередь, по мнению россиян, акцент следует делать на развитии умных ЖКХ-систем, обеспечивающих эффективное использование ресурсов (34%), а также систем отслеживания транспортных потоков (32%) — именно они в понимании опрошенных смогут повысить «интеллект» российских городов. У четверти наших сограждан имеется запрос на развитие экологических систем мониторинга (28%) и получение государственных услуг онлайн (24%). Каждый пятый отметил, что умными города сделают системы видеонаблюдения в общественных местах и на транспорте (20%). Реже всего показателем умного города опрошенные считают возможность участвовать в общественной жизни дистанционно (5%). Еще 24% ответили, что развивать необходимо все вышеперечисленные сервисы.

Экологическая обстановка в современных городах, по-видимому, вызывает наибольшую обеспокоенность у молодых россиян. Зумеры и младшие миллениалы чаще других поколений считают, что для повышения «интеллекта» города нуждаются в развитии систем экологического мониторинга (43% и 40% соответственно vs. 28% среди всех опрошенных).

Для отслеживания успехов в развитии и цифровой трансформации городов был разработан Индекс IQ, рассчитываемый более чем для 200 городов — участников ведомственного проекта Минстроя. По итогам 2023 г. в категории «крупнейшие города» в тройку лидеров вошли Москва, Санкт-Петербург и Казань. Они же заняли пьедестал народного почёта, набрав в ходе октябрьского опроса ВЦИОМ 42%, 27% и 11% «голосов» соответственно. Ещё 5% назвали Новосибирск, 4% — Екатеринбург, по 2% набрали Нижний Новгород, Владивосток, Краснодар и Уфа. Еще у 36% наших сограждан этот вопрос вызвал затруднения.

Назвать умным городом нашу столицу чаще могут жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (51% и 54% соответственно), в частности москвичи и петербуржцы — 59%. В целом территориальная близость города играет роль и в случае с другими лидерами рейтинга: Санкт-Петербург чаще фигурировал в ответах жителей Северо-Западного федерального округа (39%), Казань и Нижний Новгород — Приволжского (19% и 7% соответственно), Екатеринбург — Уральского (11%), Владивосток — Дальневосточного ФО (6%).

Лучше всего с географией дело обстоит у зумеров: только 7% затруднились назвать город, соответствующий статусу «умного». В топе молодежного рейтинга также оказались Москва (63%), Санкт-Петербург (39%) и Казань (16%).

Чем старше респондент, тем труднее ему назвать такой город. Среди представителей поколения оттепели содержательный ответ смог дать лишь каждый второй (49%). Москва и Санкт-Петербург в этой возрастной когорте набирают практически равное число «голосов» (30% и 31% соответственно), а тройку лидеров вместо Казани замыкает Новосибирск (12%).

Чуть меньше половины россиян признались, что хотели бы жить в умном городе (44%), а каждый седьмой, по собственным оценкам, уже живет в таком городе (14%). Четверть опрошенных такие города не привлекают (25%), еще 4% не устраивает городская жизнь в целом.

Умные города в первую очередь привлекают молодежь; зумеры демонстрируют к ним интерес чуть ли не вдвое чаще россиян в целом (72% vs. 44% среди всех опрошенных).

К жителям умных городов себя вполне резонно относят москвичи и петербуржцы (34%) — как было показано ранее, обе столицы не на словах, а на деле продемонстрировали свой «интеллект». А вот жителям городов с населением от 100 тыс. человек пока остается о таком только мечтать («хотели бы жить в умном городе» 50-58%). Наименьший интерес к проживанию в городах с высоким IQ демонстрируют сельские жители — противников переезда (с учетом противников городской жизни в целом) насчитывается ощутимо больше, чем сторонников (47% vs. 31%).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pGFwd
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.
09.01.2025
В результате изменений в законодательстве Российской Федерации государство стимулирует приток частных инвестиций в сферу космических услуг. Для этого разрабатываются и запускаются космические аппараты, а также предоставляются права на управление и использование наземных и космических объектов инфраструктуры, созданных по концессионным соглашениям, считают авторы аналитического исследования в журнале АО «Организация «Агат» «Экономика космоса».
28.12.2024
Во всех регионах России к 2030 году планируется оборудовать порядка 300 посадочных площадок для беспилотных летательных аппаратов, сообщает Росавиация.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.