Опасная регуляторная гильотина. Как отрубить не то
Журнал «Вестник ГЛОНАСС» побеседовал с Сергеем Ананко (ООО «Морской экспресс»), Александром Борейко (ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»), экспертами в сфере применения систем спутниковой навигации, касательно особенностей нормативного регулирования в данной сфере, а также наметившихся тенденций в связи с реализацией регуляторной гильотины, как инструмента масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Итоговые соображения по данному поводу будут опубликованы в ближайшее время на интернет-портале журнала «Вестника ГЛОНАСС».
Регуляторная гильотина, предложенная экс-премьер-министром Дмитрием Медведевым в 2019 году, автором также изменения часовых поясов и применения бадминтона для тренировки армейских снайперов, изначально не вызывала особых надежд на декларируемые цели. И не столько сама идея, а сколько ее реализация.
При этом не вызывает сомнения, что в действующем российском законодательстве имеются:
- нормы бессмысленные и тормозящих развитие бизнеса;
- нормы, тормозящие бизнес, но оправданные, отмена которых приведет к таким результатам, что никакое развитие бизнеса не покроет расходов на ликвидацию негативных последствий;
- нормы, вообще никак не влияющие на бизнес.
И вот не покидало предчувствие, что под нож пойдут именно вторые и третьи, а первые вполне себе останутся, а то и прирастут, что, впрочем, и произошло.
При этом, третья группа не такая и безобидная. Существует масса недорегулированных областей и нормативных актов, остро требующих корректировки. Предстоял огромный труд, по предварительным оценкам необходимо было отменить 11 тысяч документов. Но силы министерств и ведомств кинуты именно на вычищение старых нормативных актов, отмена которых просто бесцельна и бессмыслена.
Открываем постановление Правительства от 13.01.2020 №7 «О признании утратившими силу некоторых актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений» и видим, что отменен Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26.11.1922 г. «О чеканке золотых червонцев». Кому он мешал и как его отмена поможет бизнесу? Напротив, вполне возможно, его введение могло бы стимулировать бизнес. И таких 1259 только в одном документе.
При этом бюрократическая машина не была бы ею, если бы не придумала лайкфхак, как отменить много нормативных актов, не отменив ничего и принять множество новых не приняв ничего. Просто, надо нормативные акты отменить и одновременно их принять под другими номерами! Допустим, во исполнение постановления Правительства от 25.09.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» был издан приказ Минтранса РФ от 09.03.2010 №55 «Об утверждении Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Его гильотинируют постановлением Правительства от 26.10.2020 №1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оце и с 01.01.2021 приказ отменяется.
Но зато вводят с этой же даты приказ Минтранса РФ от 07.11.2020 №413 «Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Это приказ фактически слово в слово повторяет отмененный. Как говорится, найдите три отличия:
Формально, добавились ТС для транспортировки твердых коммунальных отходов. Кроме того, исчезла категория ОХ, которая была отменена еще ДОПОГ-2017. А третьего отличия и нет.
Вот такая «гильотина замкнутого цикла».
Продолжение следует.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam