Внедрение

Об очередном, уже 402-м сравнительно честном способе отъема денежных знаков у беззащитных госучреждений и частных лиц

13 Июня 2024
Об очередном, уже 402-м сравнительно честном способе отъема денежных знаков у беззащитных госучреждений и частных лиц

Подобно тому как В.И. Ленин определил неисчерпаемым атом, так же неисчерпаемым оказывается творчество И. Ильфа и Е.Петрова для иллюстрации некоторых специфических моментов нашей действительности. Название настоящей заметки – не только аллюзия на незабвенного нашего О. Бендера, чтившего уголовный кодекс, и вследствие чего имевшего 400 способов обойти закон в своей идейной борьбе за денежные знаки., но и на название статьи в прошлогодних номерах нашего журнала, то есть «О 401-м сравнительно честном способе отъёма денежных знаков у населения, беззащитных госучреждений и прочих юрлиц. Отчёт об анализе нормативных новелл в сфере навигационной деятельности».

Давно уже затихла буря в стакане по поводу морских навигационных пособий, бывших предметом возможного 401-го способа. Минобороны приказом № 9 от 11.01.2024 наконец утвердило обсуждавшийся в указанной статье проект приказа под названием «Об утверждении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий». Регистрация его в Минюсте, видимо, проходила со скрипом, так как состоялась лишь в апреле с.г. Тщимся полагать, что это произошло не без нашего участия. Так, Минобороны в декабре 2023 г. вежливо отклонило большую часть замечаний по проекту, изложенных в заключении по результатам его антикоррупционной экспертизы, что составил автор настоящей заметки. Читатели, которые сумели осилить зубодробительный текст статьи о 401-м способе должны помнить, что в ней приводилась содержательная часть этого заключения. В окончательной, утвержденной редакции приказа, в последствии вдруг оказалось учтенным предложение эксперта о необходимости сокращения срока рассмотрения заявлений о предоставлении права на использование таких пособий. Скорее всего, министерству-разработчику сделать это убедительно предложили в Минюсте. Ведь копия заключения экспертизы на проект приказа туда тоже предоставляется. Впрочем, вполне вероятно, что в Минюсте и сами узрели этот дефект совсем без помощи автора. Но, по любому, самолюбие последнего оказалось частично удовлетворенным. Для полного удовлетворения была необходима полная отмена разработки проекта. Но для этого не должны были бы состояться изменения закона о навигационной деятельности, введенные, как мы помним, 35-м ФЗ в 2023 г. Свой призрачный шанс остановить принятие последнего автор упустил в 2021 - 2022 гг., когда шло обсуждение соответствующего законопроекта. Впрочем, на тот момент он и не был еще аккредитован в качестве независимого эксперта. А подача простых замечаний и предложений, как показывает опыт, элементарно не замечается. При этом у разработчиков нет и обязанности на них реагировать, в отличие от результатов экспертизы. Хотя и последняя не имеет юридической силы. Так что, как говорится, что имеем, то имеем. Но глас неофициального лица в образе попугая, изображенного Г. Хазановым, как мы помним, кое-какие юридические последствия все же имел. И труба антикоррупционной деятельности на ниве нормотворчества все равно вновь зовет в поход.

Итак, Минтранс разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». ID проекта – 147863 на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (далее - Портал НПА). По аналогии с уже устоявшимся мемом на Yotube - «ссылочку подвешиваем под роликом». Тема, как видно, уже куда ближе читателям «Вестника», чем какие-то морские навигационные пособия.

Один из неравнодушных читателей нашего журнала обнаружил проект на Портале проектов нормативных правовых актов раньше автора и любезно сообщил ему об этом, испросив мнение о качестве данного нормативного материала. При этом наш помощник сам высказался о сомнительности предлагаемых новелл, которые дают повод подозревать рождение 402-го способа имени известного литературного героя. И действительно, эти смутные сомнения при анализе проекта находят некоторое свое подтверждение, что дает основание прислушаться к гласу народа и взглянуть пристально на данный законопроект. На страницах журнала «Вестник ГЛОНАСС» и в ходе выступлений на ежегодных навигационных форумов постоянно звучала критика нашего главного нормативного акта – федерального закона «О навигационной деятельности» (№ 22-ФЗ от 14.02.2009). Было несколько публикаций с подробным разбором полетов по каждой его статье. А вот закон об «ЭРА-ГЛОНАСС» (№ 395-ФЗ от 28.12.2013) как-то всегда оставался в тени. Пожалуй, стоит запланировать его капитальный его анализ с соответствующей публикацией в нашем любимом журнале в ближайшее время. Предварительно же анонсируем пока статью в ближайшем номере с анализом указанного законопроекта.

Коротко о сути законопроекта. Предлагается ввести в терминологическую статью (1-ю) 395-ФЗ пять новых терминов с определениями соответствующих понятий. Плюс уточняются формулировки ряда других статей. Основная претензия к проекту, как мы любим и с чего всегда начинаем, следуя завету Священного писания («вначале было Слово»), – к терминам, то есть, к юридико-лингвистической неопределенности, обусловленной дефектностью дефиниций. Соответственно, эти дефиниции вступают в клинч с вариантами определений в других нормативных актов, включая международные. То есть имеем другой коррупциогенный фактор, который называется «нормативная коллизия». По ходу корректировки указанных формулировок закона разработчики допустили использование неустоявшихся терминов, к тому же вовсе не имеющих легальных или стандартизированных определений.

На эти недостатки законопроекта было указано в составленном автором публикации заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, которое было направлено разработчику законопроекта. Будем посмотреть реакцию. Формально заключение отправлено уже по истечении установленного на Портале срока ее проведения. Проект был размещен на Портале 22 мая 2024 г, а срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы был определен аж в 6 дней. Возможно ли в такой срок провести качественную экспертизу, вопрос – риторический. На отписку, что все в проекте замечательно, - вполне хватает. Но отнюдь не для вдумчивой работы. В подкорке у автора по бывшей его профессии прокурорского работника (чему учила его Система) – завершать любое мероприятие (расследование ли уголовного дела, пусть и прекращаемого, или прокурорскую проверку) актом прокурорского реагирования, то есть представлением командованию об устранении выявленных нарушений закона. Не получается у него и сейчас, будучи в статусе независимого эксперта, отказаться от такой методы. Так что приходится «глубоко вскрывать причины и условия». А это немалый труд. Для сведения: чтобы подготовить заключение экспертизы по пресловутым морским навигационным пособиям «по науке», и не стараясь угодить, пришлось потратить более 2-х месяцев, обработав более 50 источников. Естественно, автор не от зари до зари трудился только над этой экспертизой. Но есть, как говорится, нюанс. Законодатель определил, что независимый эксперт проводит экспертизу за счет собственных средств, сиречь - в итоге за счет личного времени. При таком раскладе, если бы Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» не предоставляла бескорыстно возможность для такой работы (рабочее время, техническое и информационное обеспечение), то и 2-х месяцев не хватило бы. Формат независимой антикоррупционной экспертизы не позволяет детально раскрыть дефекты предлагаемых дефиниций. Это мы как раз и сделаем в обещанной статье с помощью учебников формальной логики и уже ставшего любимым настольным пособием в виде ГОСТ Р ИСО 704-2010. «Терминологическая работа. Принципы и методы».

В оправдание недостаточной расторопности автора при охоте на проектируемые навигационные акты можно заявить претензии к информационному обеспечению общественного обсуждения проектов НПА в целом. Так, есть масса вопросов к работе Портала НПА, интерфейс которого, мягко говоря, не совсем дружественный и «тормознутый». Иначе говоря, достаточно утомительно работать с ним. Не всегда удается загрузить прилагаемые файлы разработчиков. Вот и в нашем случае не удается до сих пор загрузить подвешенные к проекту файлы с финансово-экономическим обоснованием и перечнем федеральных законов, которых могут коснуться предлагаемые изменения. Просьба к разработчику выслать их напрямую по электронной почте осталась без ответа. И это не далеко не все жалобы. Поэтому никак не удается выполнять зарок: «с понедельника возьмусь». То есть, вести не то, что ежедневный, а хотя бы еженедельный мониторинг Портала НПА. Складывается ощущение, что имеющийся механизм обсуждения сделан больше для галочки.

В этой связи предполагается в рамках обещанной работы над названным нормативным материалом подниматься и в горние высоты. Как видно, злоба дня вновь выводит на общие вопросы, то есть как очередной повод поговорить о странностях нормотворческого процесса у нас в стране в целом, а не только в отношении отдельных не совсем качественных проектов, которые отнюдь не «кое-где у нас порой» всплывают. Есть ощущение, что если автору хватит сил и далее, уже системно, освещать в подобном формате плоды нормотворчества хотя бы только на ниве навигации, то к арсеналу героя Ильфа и Петрова постепенно смогут добавиться как минимум десятки подобных, как указано выше, способов взаимодействия с законом. Возможно, «эта музыка будет звучать вечно», если не будут заменены батарейки в соответствующем устройстве.

И таки, до встречи на страницах нового номера «Вестника ГЛОНАСС».

Примечание:

Ссылка на проект Закона на Портале.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~qTJBr
18.06.2024
В России пока нет принятых стандартов в сфере «подключенного транспорта», в то же время на международном и национальном уровнях в других странах такие нормативно-технические акты принимаются. Об этом говорится в аналитическом исследовании Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».
18.06.2024
Минэкономразвития РФ обновило рейтинг регионов России по внедрению и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе ГЛОНАСС.
14.06.2024
Двадцать лет назад появилось на свет понятие «цифровой двойник» (Digital Twin). Его изобретатели работали над созданием систем, предназначенных для оптимизации эффективности бизнеса. Первоначальное описание цифрового двойника – это виртуальное представление физического продукта, содержащего информацию об указанном продукте, с его характеристиками в области управления жизненным циклом.
13.06.2024
В прошлом году Минстрой России утвердил положение, предусматривающее расчёт индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов». Индекс рассчитывается по нескольким направлениям и всего содержит 47 показателей.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.