Внедрение

О правовой недостаточности навигационного регулирования

26 Декабря 2023
О правовой недостаточности навигационного регулирования

Юрист с 35-летним стажем работы, в том числе 15 лет – в военной прокуратуре, автор многочисленных научных публикаций и научно-исследовательских разработок, К.И. Рейтор «бьёт в набат» по поводу недостаточности правового регулирования навигационной отрасли в Российской Федерации.

«У навигационного законодательства, предмета нашего постоянного внимания в публикациях “Вестника”, есть своё ядро – закон о навигационной деятельности (22-ФЗ), – говорит Константин Иванович. – Ядро это, однако, мизерно и рыхло и потому никак не может стать системообразующим для навигационного права».

На страницах нашего журнала неоднократно показывалась его (закона) неприличная «лаконичность» (всего 15 статей), очевидно недостаточная для надлежащего правового регулирования навигационной деятельности. «Однако вместо системной и глубокой работы над совершенствованием закона в него лишь изредка хаотично вносятся плохо согласуемые со всей нормативной системой изменения 4-го или 5-го уровня важности».

По его подсчётам, навигационная информация применяется в более чем 50 видах социально-экономической деятельности, регулируемых своими, отраслевыми, законами. Это даёт повод сравнить навигационную деятельность с кровеносной системой организма по степени проникновенности в его части. Пользуясь этим сравнением, можно усмотреть опасность для организма, когда лаконичность закона разносится по параллельным сферам деятельности. То есть для правовой системы в целом.

«Замутняя своими коррупциогенными положениями “поток” собственно навигационного законодательства, наш 22-ФЗ добавляет дисбаланса и в правовую систему в целом. Вы удивитесь, сколько коррупционно-опасных водоворотов и бурунов обнаружится в местах столкновения его с другими отраслями законодательства. Конечно, сам по себе один 22-й ФЗ правовую систему не подорвёт, но вода, как говорится, камень точит».

По мнению К.И. Рейтора, решением проблемы может стать практическая разработка нового закона о навигационной деятельности, и даже не просто федерального закона, а навигационного кодекса. На эту работу автор предлагает мобилизовать причастную к данной теме «навигационную» общественность» во главе с Ассоциацией «ГЛОНАСС-ГНСС-Форум», и первым делом начать с научного обоснования предмета регулирования будущего законодательного акта. То есть определиться с самим понятие «навигация».

«Не окажется ли так, что традиционная морская навигация и навигация в аспекте ГЛОНАСС по своей природе есть разносущностные явления, которые, как коня и трепетную лань, не можно впрячь в одну телегу, сиречь единый закон о навигации? Отсюда вполне может выясниться, что они должны быть предметом законов, относящихся к разным отраслям законодательства».

Автор не придерживается конспирологических теорий, представляя себе неких злодеев, «в тиши рабочих кабинетов с лукавой усмешкой вставляющих в тексты проектов ядовитые закладки». Всё, по его мнению, гораздо прозаичнее и происходит по причине недостаточной компетентности участников нормотворческого процесса. Есть проблема и с упорядоченностью правил и проектов, поскольку они разбросаны по десяткам разного рода нормативных и методических документов и не консолидированы. И это существенно осложняет работу разработчиков нормативных актов.

Оценка и разработка нормативных правовых актов и их проектов должна осуществляться во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~L7tCv
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.