Навигационные горизонты российско-китайского сотрудничества
В конце ноября текущего года состоялось знаковое событие для продвижения отечественных разработок и технологии ГЛОНАСС на международные рынки и развития российско-китайского сотрудничества по вопросам спутниковой навигации. Руководителями Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным и Комиссии по китайской навигационной спутниковой системе Хэ Юйбинь была подписана российско-китайская дорожная карта в области спутниковой навигации на 2021 – 2025 годы. Этому подписанию предшествовала длительная кропотливая работа специалистов обеих стран по определению ключевых направлений сотрудничества и согласованию целей и задач приоритетных совместных проектов.
Как указывается в совместном документе, сотрудничество в области спутниковой навигации обеими сторонами расценивается как одно из ключевых направлений сотрудничества, которое вносит важный вклад в социально-экономическое развитие России и Китая. Взаимное сотрудничество сторонами развивается в рамках российско-китайского Комитета проектов по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации, в состав которого входит несколько тематических рабочих групп.
Особо отмечаются достигнутые сторонами успехи в сфере спутниковой навигации и планы по развитию национальных систем. Так, в России в 2021 году принята новая программа поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС на период до 2030 года, по результатам которой будут значительно улучшены потребительские характеристики навигационных услуг системы ГЛОНАСС. В Китае в 2020 году было завершено введение в эксплуатацию третьего поколения национальной навигационной системы Бейдоу, началось предоставление навигационных услуг в глобальном масштабе.
Опираясь на имеющиеся достижения и стремясь обеспечить интегрированное и инновационное развитие систем ГЛОНАСС и Бейдоу, стороны определили следующие задачи и направления совместного сотрудничества, включая: обеспечение совместимости и взаимодополняемости систем ГЛОНАСС и Бейдоу, развитие функциональных дополнений и измерительных станций, осуществление мониторинга и оценки характеристик ГНСС, а также реализация проектов по совместному применению технологий ГНСС.
Комментируя закрепленные подписанной Дорожной картой направления российско-китайского сотрудничества в области спутниковой навигации генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александр Борейко отметил широкий спектр включенных в нее направлений взаимодействия и проектов внедрения систем навигации. «Безусловно позитивным фактом является включение в план совместных проектов по применению навигационных технологий в сельском хозяйстве, при международных автомобильных перевозках, в авиации и в ряде других направлениях. По этим проектам уже ведется тесное взаимодействие с китайским партнерами, и закрепление данных направлений сотрудничества в официальном документе придаст им существенный импульс», подчеркнул эксперт.
Эксперт особо выделил два новых направления сотрудничества, которые позволят создать необходимые условия для развития инновационных направлений применения ГНСС. Как отметил Александр Борейко, в российско-китайскую Дорожную карту включен совместный проект по применению высокоточного позиционирования для высокоавтоматизированных и полностью автономных автотранспортных средств, автомобильных беспилотников. «Данная тематика также обсуждается с китайскими товарищами в рамках совместной российско-китайской рабочей группы по изучению возможности организации перевозок с применением беспилотников по направлению международного транспортного коридора «Приморье-2», входит в повестку взаимодействия министерств транспорта обеих стран», отметил специалист.
Другим важным направлением совместных работ должно стать сотрудничество в области использования локальных наземных функциональных дополнений ГЛОНАСС\Бейдоу для применения в области гражданской авиации и беспилотных транспортных систем. Стороны планируют провести совместное изучение возможности их применения и по его итогам разработать план практических работ, направленный на повышение безопасности полетов за счет достижения максимальной точности и целостности координатно-временного обеспечения. «По данному направлению в Российской Федерации имеются самые передовые разработки, наша страна является лидером в данных технологиях. Принципиально важно обеспечить их коммерческое тиражирование и практическое использование на международном уровне, обеспечить экспорт отечественных разработок на очень конкурентный рынок», считает Александр Борейко.
Как отмечается в подписанной российско-китайской дорожной карте в области спутниковой навигации, каждая сторона намерена оказывать содействие в обеспечении финансирования совместных проектов в целях обеспечения их успешной реализации и достижения практических результатов. Кроме того, стороны намерены координировать планы своего участия в части применения технологий ГНСС в деятельности Евразийского экономического союза и реализации проекта «Один пояс, один путь».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал