Внедрение

Навигационные горизонты российско-китайского сотрудничества

6 Декабря 2021
Навигационные горизонты российско-китайского сотрудничества

В конце ноября текущего года состоялось знаковое событие для продвижения отечественных разработок и технологии ГЛОНАСС на международные рынки и развития российско-китайского сотрудничества по вопросам спутниковой навигации. Руководителями Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным и Комиссии по китайской навигационной спутниковой системе Хэ Юйбинь была подписана российско-китайская дорожная карта в области спутниковой навигации на 2021 – 2025 годы. Этому подписанию предшествовала длительная кропотливая работа специалистов обеих стран по определению ключевых направлений сотрудничества и согласованию целей и задач приоритетных совместных проектов.

Как указывается в совместном документе, сотрудничество в области спутниковой навигации обеими сторонами расценивается как одно из ключевых направлений сотрудничества, которое вносит важный вклад в социально-экономическое развитие России и Китая. Взаимное сотрудничество сторонами развивается в рамках российско-китайского Комитета проектов по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации, в состав которого входит несколько тематических рабочих групп.

Особо отмечаются достигнутые сторонами успехи в сфере спутниковой навигации и планы по развитию национальных систем. Так, в России в 2021 году принята новая программа поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС на период до 2030 года, по результатам которой будут значительно улучшены потребительские характеристики навигационных услуг системы ГЛОНАСС. В Китае в 2020 году было завершено введение в эксплуатацию третьего поколения национальной навигационной системы Бейдоу, началось предоставление навигационных услуг в глобальном масштабе.

Опираясь на имеющиеся достижения и стремясь обеспечить интегрированное и инновационное развитие систем ГЛОНАСС и Бейдоу, стороны определили следующие задачи и направления совместного сотрудничества, включая: обеспечение совместимости и взаимодополняемости систем ГЛОНАСС и Бейдоу, развитие функциональных дополнений и измерительных станций, осуществление мониторинга и оценки характеристик ГНСС, а также реализация проектов по совместному применению технологий ГНСС.

Комментируя закрепленные подписанной Дорожной картой направления российско-китайского сотрудничества в области спутниковой навигации генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александр Борейко отметил широкий спектр включенных в нее направлений взаимодействия и проектов внедрения систем навигации. «Безусловно позитивным фактом является включение в план совместных проектов по применению навигационных технологий в сельском хозяйстве, при международных автомобильных перевозках, в авиации и в ряде других направлениях. По этим проектам уже ведется тесное взаимодействие с китайским партнерами, и закрепление данных направлений сотрудничества в официальном документе придаст им существенный импульс», подчеркнул эксперт.

Эксперт особо выделил два новых направления сотрудничества, которые позволят создать необходимые условия для развития инновационных направлений применения ГНСС. Как отметил Александр Борейко, в российско-китайскую Дорожную карту включен совместный проект по применению высокоточного позиционирования для высокоавтоматизированных и полностью автономных автотранспортных средств, автомобильных беспилотников. «Данная тематика также обсуждается с китайскими товарищами в рамках совместной российско-китайской рабочей группы по изучению возможности организации перевозок с применением беспилотников по направлению международного транспортного коридора «Приморье-2», входит в повестку взаимодействия министерств транспорта обеих стран», отметил специалист.

Другим важным направлением совместных работ должно стать сотрудничество в области использования локальных наземных функциональных дополнений ГЛОНАСС\Бейдоу для применения в области гражданской авиации и беспилотных транспортных систем. Стороны планируют провести совместное изучение возможности их применения и по его итогам разработать план практических работ, направленный на повышение безопасности полетов за счет достижения максимальной точности и целостности координатно-временного обеспечения. «По данному направлению в Российской Федерации имеются самые передовые разработки, наша страна является лидером в данных технологиях. Принципиально важно обеспечить их коммерческое тиражирование и практическое использование на международном уровне, обеспечить экспорт отечественных разработок на очень конкурентный рынок», считает Александр Борейко.

глонасс_бейдоу_211206.png

Как отмечается в подписанной российско-китайской дорожной карте в области спутниковой навигации, каждая сторона намерена оказывать содействие в обеспечении финансирования совместных проектов в целях обеспечения их успешной реализации и достижения практических результатов. Кроме того, стороны намерены координировать планы своего участия в части применения технологий ГНСС в деятельности Евразийского экономического союза и реализации проекта «Один пояс, один путь».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~yqcwQ
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.
09.01.2025
В результате изменений в законодательстве Российской Федерации государство стимулирует приток частных инвестиций в сферу космических услуг. Для этого разрабатываются и запускаются космические аппараты, а также предоставляются права на управление и использование наземных и космических объектов инфраструктуры, созданных по концессионным соглашениям, считают авторы аналитического исследования в журнале АО «Организация «Агат» «Экономика космоса».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.