Внедрение

На походе – европейский Закон о космосе

15 Июля 2025

На орбите Земли находится 11 000 спутников, и, по оценкам, в течение следующего десятилетия будет запущено ещё не менее 50 000. Существуют также исследовательские приборы, суда снабжения и комплексы, подобные МКС. Но кто регулирует всю эту деятельность? В отсутствие чётких правил Европейский союз предложил Закон о космосе – комплекс мер, призванный сделать европейский космический сектор более чистым, безопасным и конкурентоспособным как на внутреннем, так и на международных рынках.

Эта инициатива направлена на создание согласованного единого рынка космической деятельности, повышение безопасности, устойчивости и жизнеспособности, а также конкурентоспособности космического сектора ЕС. Предлагаемый закон направлен на устранение существующей фрагментации национального космического законодательства, которая может препятствовать инновациям и увеличивать издержки предприятий.

Закон будет применяться как к европейским, так и к иностранным компаниям, работающим в этой сфере. Его цель — упростить процедуры, защитить космические активы, создать равные условия для бизнеса и помочь европейским компаниям выйти на новые рынки.

Иностранные компании, работающие в Европе, должны будут соблюдать требования нового закона. Еврокомиссия не имеет полномочий контролировать космические программы других стран за пределами ЕС, но надеется на то, что усилия в этой области будут объединены на уровне Европы, что поможет выйти на новые рынки.

В настоящее время в ЕС нет единого подхода к регулированию космической деятельности. Существующие правила носят рекомендательный характер, а национальные интересы и программы стран-членов ЕС доминируют. По мнению законодателей Еврокомиссии, это замедляет инновации, снижает присутствие Европы на мировом рынке и приводит к дополнительным расходам.

Новый закон будет основан на трёх основных принципах, как отмечает российский источник 3DNews: безопасность, устойчивость и экологичность. Безопасность подразумевает оптимизацию отслеживания объектов на орбите и предотвращение образования космического мусора. Закон устанавливает особые требования по утилизации спутников после окончания их срока службы.

Устойчивость означает противодействие киберугрозам. Еврокомиссия предупреждает, что космическая инфраструктура сталкивается с растущими киберугрозами, которые могут поставить под угрозу работу спутников и нарушить функционирование основных служб. Поэтому положения нового закона требуют от всех операторов оценивать риски на протяжении всего жизненного цикла их систем на орбите. Операторы также должны будут предоставлять подробные отчёты об инцидентах и внедрять передовые стандарты кибербезопасности.

Экологичность становится всё более важной по мере расширения космической деятельности, и эффективное управление ресурсами, выбросами CO₂ и отходами приобретает первостепенное значение. Новая правовая база устанавливает общие стандарты для мониторинга этих воздействий и определяет превентивные или корректирующие меры.

В заявлении Еврокомиссии подчёркивается, что «новые правила будут применяться как к космическим активам ЕС, так и к национальным космическим активам, а также к операторам, не входящим в ЕС, но предлагающим услуги в Европе. Нормативные требования будут адаптированы к размеру компаний и уровню их развития, а также сопоставлены с соответствующими рисками».

Поскольку соблюдение новых правил повлечёт за собой значительные расходы для отрасли, Еврокомиссия предлагает ряд мер поддержки, таких как укрепление технических возможностей, облегчение доступа к испытательным установкам и помощь в процессе получения лицензий и разрешений. Особенно эти меры направлены на поддержку стартапов и малого и среднего бизнеса в этой области.

Еврокомиссия также представила новое видение развития европейской космической экономики, которое учитывает глобальную динамику сектора, растущую международную конкуренцию и возникающие геополитические вызовы.

Космос, по мнению агентства, является быстрорастущей сферой, которая вносит значительный вклад в конкурентоспособность Европейского союза. Эта область охватывает как производство и эксплуатацию космических систем, так и широкий спектр услуг в таких областях, как климат, окружающая среда, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, страхование, банковское дело, безопасность и оборона.

Предлагаемая экономическая стратегия включает более 40 конкретных мер, направленных на обеспечение активного участия Европы в мировом космическом рынке, укрепление её автономии и сохранение её технологических преимуществ.

Среди инициатив стоит отметить создание Европейской космической команды (European Space Team) — форума высокого уровня, который объединит ключевых игроков космической сферы, таких как Европейское космическое агентство и Агентство космической программы Европейского союза. Цель — координация усилий и объединение возможностей по всему блоку. Кроме того, Еврокомиссия планирует создать ряд инвестиционных механизмов для стимулирования космической экономики.

С этого года Еврокомиссия начнёт разработку специальной методологии для мониторинга конкурентоспособности ЕС и доли рынка в мировой космической экономике.

«Европейский союз должен сохранять лидерство в космической сфере, основываясь на суверенитете, безопасности и стратегическом предвидении. С принятием Закона ЕС о космосе мы делаем важный шаг для обеспечения устойчивости нашей космической инфраструктуры, расширения возможностей нашей инновационной экосистемы и обеспечения нашей автономии в области критически важных технологий для будущих поколений», — заявила Хенна Вирккунен (Henna Virkkunen), исполнительный вице-президент Европейской комиссии по технологическому суверенитету, безопасности и демократии.

Отметим, что процесс согласования нового закона в государствах-членах ЕС и центральных органах союза может занять длительное время. Учитывая темпы принятия законов в ЕС, можно ожидать, что закон будет принят как через год, так и через два или даже через десять лет. Создание европейского космического монополиста требует объединения усилий трёх компаний, и этот процесс может занять много месяцев. Принятие единого закона о космосе будет гораздо более сложной задачей.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~R4bZC
15.07.2025
К весне 2026 года в России заработает система идентификации беспилотных летательных аппаратов, сообщил на встрече с Президентом РФ Андрей Никитин, исполняющий обязанности министра транспорта.
11.07.2025
В статье, опубликованной в журнале «Экономика космоса», был проведён анализ эффектов, которые возникают благодаря вертикальной интеграции, массовому производству спутников и абонентского оборудования, а также переходу к работе в высокомаржинальных отраслевых сегментах.
08.07.2025
В настоящее время группировка, которой управляет РЦКС, состоит из двух спутников: KazSat-2 и KazSat-3. Аппарат KazSat-2 (также производства ГКНПЦ им. Хруничева) запущен в орбитальную позицию 86,5º восточной долготы в июле 2011 г. Его исходный срок активного существования истекал в 2024 г., но затем был продлен до конца 2026 г. По словам заместителя председателя правления АО «РЦКС» Василия Леонова, после вывода KazSat-2 из эксплуатации РЦКС решил не заказывать новый спутник ему на замену.

03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.