Внедрение

МСЭ: Международное регулирование спутниковых служб, февраль 2023

13 Февраля 2023
МСЭ: Международное регулирование спутниковых служб, февраль 2023

На Полномочной конференции (РР-22), проходившей в Бухаресте в сентябре-октябре прошлого года, государства – члены Международного союза электросвязи (МСЭ) подняли вопросы, связанные с усилением роли МСЭ в регулировании использования спутниковой связи.

В резолюции Конференции Ассамблее радиосвязи поручается в срочном порядке провести исследования по более широкому использованию радиочастотного спектра и связанных с ним орбитальных ресурсов на негеостационарных (НГСО) орбитах и по долгосрочной устойчивости этих ресурсов. МСЭ также поручено провести исследования по вопросам справедливого доступа и рационального и совместимого использования ресурсов геостационарной и негеостационарной орбиты и спектра в соответствии с целями статьи 44 Устава МСЭ.

Совместное использование спектра и орбитальных ресурсов на равной основе и без неприемлемых помех станет ключом к способности всех государств – членов МСЭ удовлетворять растущий мировой спрос на все виды спутниковых услуг.

В условиях ковидных ограничений задача подготовки материалов по пунктам повестки дня и проведения исследований была возложена на заочные группы.

Два пункта повестки дня предстоящей в этом году конференции (РР-23) связаны с глобальным спросом на широкополосную спутниковую связь на самолётах и судах во время движения:

• В рамках пункта 1.15 повестки дня исследуются возможности развёртывания земных станций в движении (ESIM), поддерживающих связь с космическими станциями геостационарной спутниковой службы. Поскольку полоса 12,75–13,25 ГГц является предметом глобального плана, необходимо было разработать регламентарные и технические меры для обеспечения её защиты. Результаты исследований предполагают возможность принятия постановления, уточняющего нормативно-технические и эксплуатационные условия эксплуатации ESIM на самолётах и кораблях.

• В рамках пункта 1.16 повестки дня были проведены исследования по установлению нормативно-правовой базы для связи ESIM в Ka-диапазоне с космическими станциями фиксированной спутниковой службы. Исследования направлены на разработку соответствующих регламентарных, технических и эксплуатационных положений для эффективного сосуществования ESIM с другими пользователями спектра.

В пункте 1.17 повестки дня предлагается изучить возможность разрешения передач между спутниками в рамках существующего распределения фиксированной спутниковой службе в полосах частот 11,7–12,7 ГГц, 18,1–18,6 ГГц, 18,8–20,2 ГГц и 27,5–30 ГГц. Это должно обеспечить эффективную, быструю и экономичную передачу на Землю данных, полученных с борта спутника на низкой околоземной орбите через космический ретранслятор.

На конференции в Египте в 2019 году одним из основных вопросов, обсуждавшихся в рамках пункта 7 повестки дня, была разработка контрольной процедуры для негеостационарных спутниковых систем (НГСО). При решении этой проблемы возникли два подвопроса.

Первым было требование к спутникам НГСО, что те должны быть развёрнуты на «уведомлённой орбитальной плоскости», определяемой четырьмя конкретными параметрами орбиты. Во-вторых, как точно отражать в Международном справочном регистре частот (МСРЧ) любые изменения в развёртывании НГСО с течением времени.

Третьей темой, которая возникла там же, стала защита геостационарных сетей подвижной спутниковой службы от спутниковых систем НГСО в определённых частях диапазонов 7/8 ГГц и 20/30 ГГц. Проблема связана с некоторыми потенциальными пробелами в действующем Регламенте радиосвязи в отношении защиты таких сетей от систем НГСО в изучаемых полосах частот.

Другой областью, которой уделялось значительное внимание в течение исследовательского цикла, было потенциальное улучшение запланированных зональных процедур в Приложениях 30/30A/30B.

Для исследований в этой области были согласованы четыре темы:

1) улучшенные процедуры Приложения 30B для новых государств – членов МСЭ;

2) исключение территории одной администрации из зоны обслуживания линии связи «вверх» планируемой полосовой сети другой администрации;

3) усиленная защита планируемых полос в Приложениях 30/30A/30B;

4) возможность заключения специальных соглашений по Приложению 30B между администрациями с сетью дополнительного использования и администрациями с выделениями по Приложению 30B.

Все четыре темы преследовали одну и ту же основную цель — улучшить доступ государств – членов МСЭ к запланированным диапазонам.

Благодаря постепенному совершенствованию, процедуры спутниковой обработки будут становиться всё более эффективными, что позволит как надо регулировать скудные ресурсы орбиты и спектра, доступные для всех.

Новые инженерные решения и связанные с ними услуги, особенно в области спутниковой связи, постоянно опережают совершенствование международной нормативно-правовой базы.

Например, спутниковые терминалы, работающие с глобальными негеостационарными системами, уже широко используются на самолётах, кораблях и других транспортных средствах. Тем не менее соответствующие регламентарные решения для таких применений ещё предстоит обсудить и принять в рамках пункта 1.16 повестки дня.

Это приводит к ситуациям, когда использование спектра для новых технологий происходит в отсутствие соответствующих положений Регламента радиосвязи, что создаёт очевидные трудности для администраций. Тем не менее, МСЭ-R продолжает свою работу по обеспечению бесперебойной работы без помех и глобальной гармонизации для растущего числа пользователей во всем мире.

Инвесторы, разработчики и операторы систем и сетей для наземных и космических служб должны быть уверены в прозрачности, предсказуемости и устойчивости международного регулирования, независимо от сроков изменения различных радиотехнологий.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам ITU
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~wnP0F
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.