Внедрение

Коммерческие космические станции – успеют ли заменить МКС?

5 Ноября 2024
Коммерческие космические станции – успеют ли заменить МКС?

Низкая околоземная орбита (LEO) – важный испытательный полигон для развития космической деятельности и освоения человеком космоса. Это в будущем – самое близкое к Земле место для новых участников и потенциального производства в космосе, откуда проще возвращаться на Землю.

Космическая наука и исследования LEO насчитывают десятилетия международного сотрудничества и дипломатии. Там находится Международная космическая станция (МКС), источник гордости и престижа. С планируемым выводом её из эксплуатации примерно к 2030 году и в связи с созданием нескольких частных космических станций на смену им в настоящее время, необходимо рассмотреть вопрос о том, как правительство США может помочь свести к минимуму сбои в текущих инициативах в области космической науки и цепочках поставок, сохраняя при этом прежние позиции в области исследований и науки.

Чтобы сохранить национальные цели по исследованию дальнего космоса, будущую экономику, основанную на использовании LEO в космосе, учёные требуют от правительства США создания возможности и условий, которые позволят снизить риски, и поощрения расширения партнёрских отношений и частных инвестиций. Стабильная клиентская база коммерческих станций является весьма спекулятивной без постоянной заинтересованности правительства в таких вещах, как финансирование соответствующих государственных проектов, поддержание контроля за безопасностью и ответственностью, перенос деятельности LEO с МКС на вновь запускаемые коммерческие станции и оказание помощи частным компаниям в диверсификации моделей партнёрства.

Другие страны в настоящее время конкурируют за лидерство в космической науке, демонстрируя технологические разработки, поддерживающие исследование окололунного пространства и дальнего космоса, а также финансирование коммерческой деятельности в области LEO. Правительству США следует продолжать развивать возможности для выполнения своего мандата по продвижению знаний и исследованию космоса, которые совпадают с перспективными партнёрствами и развитием будущей космической экономики.

МКС находится на орбите уже 25 лет, став самой продолжительной и постоянно населяемой человеком космической станцией в истории.

Однако это не первое орбитальное поселение и, конечно, не последнее.

Первые российские космические станции «Салют» и «Мир», а также американская «Скайлэб» подпитывали наше коллективное воображение о жизни в космосе, но люди веками задумывались о посещении космоса и жизни в нем.

МКС позволила проводить исследования по пяти направлениям деятельности, включая образование и информационно-пропагандистскую деятельность, фундаментальную науку, демонстрацию технологий, прикладные исследования и разработки, а также коммерческое использование оборудования. В условиях микрогравитации, когда материя ведёт себя по-разному, на борту МКС было проведено более 3700 экспериментов, в том числе сотни студенческих экспериментов с участием 2,6 миллиона студентов по всей территории Соединённых Штатов.

Наблюдение за тем, как люди выживают и работают в космосе в долгосрочной перспективе, привело к фундаментальному пониманию того, как мы живём на Земле, например, к знанию о том, как улучшить состояние костной ткани.

Расположенная на LEO, МКС также служит дополнительной платформой для наблюдения за Землёй и дальним космосом.

В настоящее время планируется вывести МКС из эксплуатации и убрать её с орбиты в 2030-2031 годах. Сегодня несколько частных космических станций находится на различных этапах планирования и разработки в рамках программы НАСА по развитию программ коммерческого назначения на LEO (CLD) на основе партнёрских соглашений с коммерческими компаниями.

Запуск космической станции LEO будет связан с окончанием срока службы МКС. В рамках ряда контрактов и соглашений различные частные компании намерены предоставить интегрированную инфраструктуру и услуги частной космической станции, такие как транспорт, заправка топливом и робототехника. Коммерческие космические станции, планируемые в США, используют широкий спектр технических подходов, но все они предназначены для совместного использования и финансирования между государственным и частным секторами.

Запланированные даты ввода в эксплуатацию этих будущих космических станций намечены на период до вывода из эксплуатации МКС, чтобы обеспечить непрерывность деятельности на LEO. Однако в космическом сообществе есть опасения, что коммерческие станции США, которые планируется построить в настоящее время, не будут полностью готовы к моменту вывода МКС из эксплуатации. Это может привести к тому, что в долгосрочной перспективе не удастся создать неправительственную клиентскую базу, и всё станет экономически невыгодным для обслуживания.

Потеря доступа США к космической станции на LEO, даже временная, может иметь долгосрочные негативные последствия, особенно для американских компаний, поддерживающих деятельность LEO, включая:

• Снижение темпов развития космической науки и исследований

• Нарушение или утрата наземной поддержки для обслуживания, пополнения запасов и запусков

• Нарушение цепочки космических поставок, особенно для хрупких поставщиков и разработчиков более низкого уровня8

• Расторжение международных соглашений с государствами-единомышленниками

• Союзники и промышленность обращаются к станциям LEO за пределами США для достижения научно-технических целей (S&T)


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~xzwlx
11.07.2025
В статье, опубликованной в журнале «Экономика космоса», был проведён анализ эффектов, которые возникают благодаря вертикальной интеграции, массовому производству спутников и абонентского оборудования, а также переходу к работе в высокомаржинальных отраслевых сегментах.
08.07.2025
В настоящее время группировка, которой управляет РЦКС, состоит из двух спутников: KazSat-2 и KazSat-3. Аппарат KazSat-2 (также производства ГКНПЦ им. Хруничева) запущен в орбитальную позицию 86,5º восточной долготы в июле 2011 г. Его исходный срок активного существования истекал в 2024 г., но затем был продлен до конца 2026 г. По словам заместителя председателя правления АО «РЦКС» Василия Леонова, после вывода KazSat-2 из эксплуатации РЦКС решил не заказывать новый спутник ему на замену.

03.07.2025
Модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Хочу, чтобы вы понимали, что у нас большое количество людей и компаний, которые готовы “бежать”. И поэтому задача руководителя Роскосмоса и нас всех – в том, чтобы “затоптать” дорогу в Минфин и создать другие механизмы, согласно предложениям Президента».
02.07.2025
Наученный горьким опытом, парламент Ирана принял закон о запрете использования и вообще завоза «Старлинков» в Исламскую Республику. Теперь за пользование этой системой в Иране можно будет присесть до 2 лет. За завоз их в страну можно будет получить от 5 до 10 лет в зависимости от количества терминалов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.