Внедрение

Кибер-стратегия Кремля

12 Сентября 2025

В прошлом году секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече с руководителями силовых ведомств стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока сообщил аудитории, что ведущие российские компании в сфере кибербезопасности готовы помочь иностранным правительствам взять под контроль их национальное информационное пространство.

В США и Европе никто ничего не заметил. Всего за несколько дней до того Конгресс США утвердил давно откладывавшийся пакет помощи Украине на сумму $60 млрд, а Европа готовилась к 14-му раунду санкций против России. Однако правительства во многих других регионах мира обратили внимание. Хотя полный список участников не обнародовался, среди них были советники по нацбезопасности, руководители советов безопасности и главы спецслужб из Бразилии, Судана, Таиланда, Уганды, давние союзники Москвы — Китай и Иран, а также представители Лиги арабских государств.

Для многих из этих чиновников предложение Патрушева оказалось весьма привлекательным: Россия давно славится сильными кибертехнологиями, и они понимали, что её ресурсы могут помочь в защите национальной цифровой инфраструктуры. Некоторые из них стали свидетелями «твиттер-революций» последних двух десятилетий и разделяли точку зрения президента Владимира Путина, что такие события, поддержанные американскими соцсетями, представляют собой тактику США по организации массовых протестов, нередко дестабилизирующих ситуацию. Кроме того, многие их правительства продолжали вести бизнес с Москвой несмотря на конфликт на Украине и мало беспокоились о российском влиянии внутри своих стран.

Кремль считает коммерческие кибертехнологии России наряду с «мягкой силой» важной частью противостояния с Западом и инструментом продвижения своих интересов в мире. По данным властей США и ряда европейских стран, некоторые ведущие российские компании в области кибербезопасности имеют связи с военными и спецслужбами.

В июне 2024 года США ввели санкции против «Лаборатории Касперского», обвинив её в «сотрудничестве с военными и разведывательными органами России», что, по мнению американских чиновников, «противоречит нацбезопасности США». С 2022 года ЕС и отдельные страны Европы также ограничили доступ российских компаний кибербезопасности на свои рынки.

Несмотря на давление Запада, Москва намерена развивать инициативу и активно расширять кибервлияние по всему миру. Новые партнёрства российских компаний с иностранными структурами дали России еще больший технологический плацдарм в Африке, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Хотя остаётся неясным, как именно спецслужбы РФ могут использовать эти соглашения, аналитики считают, что такие договоренности способны дать Москве новые способы противодействия и опережения западных спецслужб.

Российские компании в сфере кибербезопасности вышли на мировой уровень через несколько лет после распада Советского Союза. Сильная система технического образования в стране в сочетании с крахом военно-промышленного комплекса «выплеснула» на рынок множество талантливых инженеров, которые устремились в зарождавшуюся индустрию кибербезопасности. Они принесли с собой и знания, и решимость. Некоторые из них создали успешные международные компании.

На протяжении почти двух десятилетий российские компании концентрировались на развитии крупных рынков на Западе, работая с корпорациями и госструктурами. Некоторые фирмы открыли дочерние предприятия в Европе и США. Однако после возвращения Крыма в 2014 году давление Запада на Москву усилилось, а опасения по поводу кибератак со стороны российских спецслужб сделали ведение бизнеса в США и Европе куда сложнее.

За кремлёвской стратегией стоит несколько расчётов. В ряде случаев, когда иностранные правительства приобретают современные системы киберзащиты у России, местные спецслужбы и полиция не имеют экспертизы для их эксплуатации. В итоге они полагаются на российских поставщиков не только в плане техподдержки, но и встраивания этих технологий в национальные правовые рамки. Такая зависимость обеспечивает компаниям из России исключительный доступ к системам и контактам в клиентских странах.

Кроме того, ведущие российские компании основаны выпускниками элитных технических вузов, созданных ещё в СССР для нужд армии и КГБ. Эти школы десятилетиями готовили специалистов, обученных работать в условиях секретности. Так, Евгений Касперский учился в Высшей школе КГБ.

По мнению западных разведслужб, Путин стремится восстановить тесную связь между спецслужбами и ведущими разработчиками технологий. Особенно активно российская киберэкспансия развивается в Африке. «Лаборатория Касперского», к примеру, подписала соглашение с Smart Africa — объединением 40 африканских стран, направленным на развитие ИКТ. Компания также участвует в Африканской сети органов кибербезопасности (African Network of Cybersecurity Authorities), созданной в феврале 2025 года для решения трансграничных проблем в этой сфере. Благодаря таким проектам Kaspersky позиционирует себя в роли ведущего архитектора зарождающейся индустрии кибербезопасности на континенте.

Ставки в этой тихой, но ожесточённой новой кибергонке крайне высоки. Речь идёт не только о том, какие компании получат доступ к цифровой инфраструктуре десятков стран за пределами Запада, но и о том, кто будет обучать специалистов, отвечающих за её защиту. Для российского правительства влияние российских фирм по всему миру — очевидный стратегический приоритет.

Во-первых, именно те эксперты, которые готовят новое поколение специалистов по кибербезопасности в разных странах, будут играть ключевую роль в том, как эти специалисты определяют угрозы. Подходы к их восприятию давно стали политическими: начиная с 2000-х годов сначала Россия, а затем Китай стали продвигать очень широкое определение «угроз информационной безопасности» — в версии Кремля туда, например, входят и действия иностранных СМИ.

Кроме того, как показала утечка из АНБ, российские технологии могут потенциально обеспечить спецслужбам «чёрный ход» в цифровую инфраструктуру клиентских стран.

Парадоксально, но шаги США и их европейских союзников по санкционированию российских компаний и ограничению их работы на Западе могли лишь ускорить распространение российских технологий в других регионах. Российская разведка обладает длинными руками, а ведущие отечественные киберкомпании это прекрасно понимают. Зато США и их союзники, похоже, уделяют этому меньше внимания — и в долгосрочной перспективе такая беспечность может дать России серьёзное преимущество, укрепив её влияние над цифровой инфраструктурой государств по всему миру.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~MQJzE
10.09.2025
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей.
05.09.2025
Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).
04.09.2025
По данным отчёта The Verge, генеральный директор OpenAI Сэм Альтман считает, что рынок элементов с искусственным интеллектом находится «в пузыре».
28.08.2025
Многие страны срочно пересматривают свои военные бюджеты, учитывая текущую геополитическую обстановку. Оборонные компании по-прежнему заинтересованы в увеличении производства дорогостоящего вооружения прошлого века. Однако эффективность его в современных условиях вызывает сомнения. Сегодня успех на поле боя обеспечивают новые технологии, которые быстро развиваются и совершенствуются.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.