Внедрение

Как вывести высокоточное позиционирование из тупика

25 Марта 2024
Как вывести высокоточное позиционирование из тупика

По мнению Олега Слепца, эксперта Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», заместителя генерального директора по развитию оператора услуг спутникового мониторинга мобильных объектов с использованием технологий глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS в отраслях народного хозяйства (транспорт, сельское хозяйство) в Орловской области, высокоточное позиционирование у нас – в глухом тупике.

Между тем тема высокоточного позиционирования (ВТП) в сельском хозяйстве больше десяти лет является ведущей в научных и хозяйственных кругах аграрной отрасли мира и страны. Развитие точного земледелия претендует на то, чтобы стать одной из главных особенностей деятельности агропромышленного комплекса РФ в настоящее время. Под этим понимается предоставление доступа к информации о посевах и полях в режиме реального времени с использованием датчиков и с анализом получаемых полевых и оперативных данных.

«Охарактеризовать рассматриваемый период в развитии систем высокоточного позиционирования в стране можно известной фразой: “Шаг вперёд, два шага назад”, – утверждает эксперт. – В сельском хозяйстве доля использования систем высокоточного позиционирования неуклонно снижается по причине отсутствия технических возможностей, и это при увеличении запросов на использование дифференциальных поправок при выполнении полевых работ сельскохозяйственной техникой».

Причины тому, по его мнению, носят как субъективный, так и объективный характер. Так, большая часть оборудования и программного обеспечения для работы базовых станций RTK – иностранных производства и разработок, в основном американских, что в условиях санкций никак не способствует развитию отрасли. В силу этого обстоятельства часть оборудования и целых систем, ранее обеспечивающих потребителей, особенно в сельском хозяйстве, прекратила работу на территории страны. Это привело к изменению технологических операций, увеличению сроков полевых работ, увеличению затрат, снижению рентабельности и повышению рисков для агропредприятий.

Опять же, значительное количество полей в сельхозпредприятиях находится рядом с охраняемыми территориями (в связи с СВО), что привело к потере возможности передачи корректирующих поправок по каналам сотовой связи.

Отечественных разработок систем и оборудования для точного земледелия становится больше, но это частные разработки небольших компаний. «Государственных потуг» на этом поприще не наблюдается.

В связи с этим в ближайшем будущем вполне могут возникнуть трудности с выращиванием и сбором урожая.

«За последние четыре года сети высокоточного позиционирования в стране окончательно превратились из государственных в частные и региональные, - говорит О.Г. Слепец. – Единый центр координации, контроля и управления высокоточными системами и сервисами так и не создан, а то, что планировалось (например, громко распиаренное создание в 2017 году Национальной сети высокоточного спутникового позиционирования – ВГ), как обычно, оказалось просто имитацией бурной деятельности. Нет и не предвидится создания Единого окна информации для потребителей в стране на цифровой основе».

Выход из создавшейся ситуации О.Г. Слепец видит в утверждении единого заказчика услуг высокоточного позиционирования для предприятий АПК и сельхозтоваропроизводителей. Его анализ сегодняшнего состояния систем высокоточного позиционирования в РФ, критика подхода к их работе и строительству и рецепты решения проблемы представлены в свежем номере «Вестника ГЛОНАСС».

«Необходим единый оператор этих услуг и информационный портал информации для агропредприятий и всех, кто трудится на земле, – говорит эксперт. – Это где-то на стыке Минсельхоза и Роскосмоса – значит, задача, которую может решить только Правительство. Кто-нибудь – подскажите, донесите!».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~7JjzU
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.
09.01.2025
В результате изменений в законодательстве Российской Федерации государство стимулирует приток частных инвестиций в сферу космических услуг. Для этого разрабатываются и запускаются космические аппараты, а также предоставляются права на управление и использование наземных и космических объектов инфраструктуры, созданных по концессионным соглашениям, считают авторы аналитического исследования в журнале АО «Организация «Агат» «Экономика космоса».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.