Евросоюз пытается защититься от сбоев в работе систем спутниковой навигации

Агентство по безопасности полётов ЕвроСоюза (EASA) выпустило третью редакцию информационного бюллетеня по безопасности полётов (SIB) 2022-02R3, в котором рассматриваются растущие проблемы, связанные с перебоями и изменениями в работе ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo). Этот бюллетень, предназначенный для компетентных органов (CAs), поставщиков услуг по управлению воздушным движением (ATM), поставщиков аэронавигационных услуг (ANSPs), эксплуатантов воздушных судов и производителей самолётов и оборудования, подчёркивает растущую серьёзность и сложность инцидентов, связанных с глушением и спуфингом навигационного сигнала.
В последние годы, отмечается в бюллетене, наблюдается заметное увеличение глушения и спуфинга ГНСС, особенно в регионах, окружающих зоны конфликтов и другие чувствительные зоны, такие как Средиземноморье, Чёрное море, Ближний Восток, Балтийское море и Арктика. Эти помехи нарушают точный приём сигналов, что приводит к различным эксплуатационным проблемам для воздушных судов и наземных систем.
Виды помех:
• Глушение: это преднамеренное радиочастотное вмешательство не позволяет приёмникам захватывать спутниковые сигналы, что делает систему неэффективной или ухудшает её работу.
• Спуфинг: это трансляция поддельных спутниковых сигналов с целью обмана приёмников, что приводит к получению неверных данных о местоположении, навигации и времени.
Помехи могут возникнуть на любом этапе полёта, что приведёт к изменению маршрута или отклонению для обеспечения безопасности. Общие симптомы спуфинга включают:
• расхождения в навигационных позициях;
• аномальные различия между путевой скоростью и истинной воздушной скоростью;
• сдвиги во времени;
• ложные оповещения системы предупреждения (TAWS);
• потенциальные отклонения в гибридных позициях (инерциальная система отсчёта IRS/ГНСС).
Хотя с глушением или спуфингом сигналов ГНСС можно столкнуться в любой точке мира, согласно собранным на данный момент данным, на сегодняшний день наиболее затронутыми являются следующие РПИ (районы полётной информации):
Южное и Восточное Средиземноморье и Ближний Восток:
• РПИ Никосия LCCC,
• РПИ Бейрут OLBB,
• РПИ Дамаск OSTT,
• РПИ Тель-Авив LLLL,
• РПИ Амман OJAC,
• северо-восточная часть РПИ Cairo HECC,
• восточная часть РПИ Athinai LGGG,
• РПИ Багдад ORBB,
• РПИ Кувейт OKAC,
• РПИ Бахрейн OBBB,
• северо-западная часть РПИ Тегеран OIIX,
• северная часть РПИ Триполи HLLL.
Чёрное море:
• РПИ Стамбул LTBB,
• РПИ Анкара LTAA,
• восточная часть РПИ Bucuresti LRBB,
• РПИ София ЛБСР,
• РПИ Тбилиси UGGG,
• РПИ Ереван УДДД,
• РПИ Баку УББА.
Восточная Европа:
• РПИ Братислава LZBB,
• РПИ Будапешт LHCC,
• РПИ Кишинёв ЛУУУ.
Балтийское море:
• РПИ Хельсинки EFIN,
• РПИ Таллин EETT,
• РПИ Рига EVRR,
• РПИ Вильнюс EYVL,
• восточная часть РПИ Варшава EPWW,
• южная часть РПИ Швеции ESAA.
Арктика:
• северная часть РПИ Helsinki EFIN,
• северная часть РПИ Полярной звезды ENOR.
Для решения этих проблем EASA рекомендует ряд мер для различных заинтересованных сторон:
• Разработать процедуры действий в непредвиденных обстоятельствах с поставщиками услуг ОрВД и АНО.
• Принять упреждающие меры по смягчению последствий и выпустить уведомления для лётчиков (НОТАМ).
• Содействовать сбору информации об ухудшении качества работы ГНСС и оперативно уведомлять об этом эксплуатантов воздушных судов.
• Избегать несанкционированных передатчиков, создающих помехи.
• Собирать и передавать информацию об ухудшении качества работы ГНСС.
• Обеспечить работоспособность наземной навигационной инфраструктуры (системы посадки по приборам (ILS), дальномерного оборудования (DME), всенаправленного ОВЧ-радиомаяка (VOR)).
• Предоставлять своевременную информацию пользователям воздушного пространства по соответствующим каналам.
• Разработать планы действий на случай возникновения помех/спуфинга сигналов ГНСС.
• Обучить лётные экипажи распознавать помехи ГНСС и реагировать на них.
• Незамедлительно сообщать о любых обнаруженных аномалиях.
• Включить сценарии глушения/спуфинга сигналов ГНСС в программу обучения экипажей.
• Оцените эксплуатационные риски и ограничения, связанные с потерей сигнала ГНСС.
• Обеспечить доступность альтернативных процедур, не основанных на ГНСС.
Конкретные рекомендации для авиаперевозчиков:
• проверка местоположения воздушного судна с использованием средств, не относящихся к ГНСС;
• проверить критически важные навигационные средства;
• сообщать о нарушениях;
• контролировать местоположение самолёта с использованием навигационных средств, не относящихся к ГНСС;
• внимательно следить за частотами управления воздушным движением (УВД);
• применять инструкции производителя по обнаружению и устранению предполагаемого спуфинга;
• сообщать о нарушениях;
Производителям самолётов и оборудования:
• Оценить кумулятивный эффект глушения/спуфинга на их продукцию.
• Предоставить авиаперевозчикам рекомендации по обнаружению и пресечению спуфинга.
• Предоставить инструкции по эксплуатации и обслуживанию продукции в условиях помех ГНСС.
Соблюдая эти рекомендации и осуществляя тщательный мониторинг, авиационная отрасль может снизить риски, связанные с глушением и спуфингом сигналов ГНСС, обеспечивая постоянную безопасность и надёжность аэронавигации и полётов.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников