Внедрение

Евросоюз пытается защититься от сбоев в работе систем спутниковой навигации

17 Июля 2024
Евросоюз пытается защититься от сбоев в работе систем спутниковой навигации

Агентство по безопасности полётов ЕвроСоюза (EASA) выпустило третью редакцию информационного бюллетеня по безопасности полётов (SIB) 2022-02R3, в котором рассматриваются растущие проблемы, связанные с перебоями и изменениями в работе ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo). Этот бюллетень, предназначенный для компетентных органов (CAs), поставщиков услуг по управлению воздушным движением (ATM), поставщиков аэронавигационных услуг (ANSPs), эксплуатантов воздушных судов и производителей самолётов и оборудования, подчёркивает растущую серьёзность и сложность инцидентов, связанных с глушением и спуфингом навигационного сигнала.

В последние годы, отмечается в бюллетене, наблюдается заметное увеличение глушения и спуфинга ГНСС, особенно в регионах, окружающих зоны конфликтов и другие чувствительные зоны, такие как Средиземноморье, Чёрное море, Ближний Восток, Балтийское море и Арктика. Эти помехи нарушают точный приём сигналов, что приводит к различным эксплуатационным проблемам для воздушных судов и наземных систем.

Виды помех:

• Глушение: это преднамеренное радиочастотное вмешательство не позволяет приёмникам захватывать спутниковые сигналы, что делает систему неэффективной или ухудшает её работу.

• Спуфинг: это трансляция поддельных спутниковых сигналов с целью обмана приёмников, что приводит к получению неверных данных о местоположении, навигации и времени.

Помехи могут возникнуть на любом этапе полёта, что приведёт к изменению маршрута или отклонению для обеспечения безопасности. Общие симптомы спуфинга включают:

• расхождения в навигационных позициях;

• аномальные различия между путевой скоростью и истинной воздушной скоростью;

• сдвиги во времени;

• ложные оповещения системы предупреждения (TAWS);

• потенциальные отклонения в гибридных позициях (инерциальная система отсчёта IRS/ГНСС).

Хотя с глушением или спуфингом сигналов ГНСС можно столкнуться в любой точке мира, согласно собранным на данный момент данным, на сегодняшний день наиболее затронутыми являются следующие РПИ (районы полётной информации):

Южное и Восточное Средиземноморье и Ближний Восток:

• РПИ Никосия LCCC,

• РПИ Бейрут OLBB,

• РПИ Дамаск OSTT,

• РПИ Тель-Авив LLLL,

• РПИ Амман OJAC,

• северо-восточная часть РПИ Cairo HECC,

• восточная часть РПИ Athinai LGGG,

• РПИ Багдад ORBB,

• РПИ Кувейт OKAC,

• РПИ Бахрейн OBBB,

• северо-западная часть РПИ Тегеран OIIX,

• северная часть РПИ Триполи HLLL.

Чёрное море:

• РПИ Стамбул LTBB,

• РПИ Анкара LTAA,

• восточная часть РПИ Bucuresti LRBB,

• РПИ София ЛБСР,

• РПИ Тбилиси UGGG,

• РПИ Ереван УДДД,

• РПИ Баку УББА.

Восточная Европа:

• РПИ Братислава LZBB,

• РПИ Будапешт LHCC,

• РПИ Кишинёв ЛУУУ.

Балтийское море:

• РПИ Хельсинки EFIN,

• РПИ Таллин EETT,

• РПИ Рига EVRR,

• РПИ Вильнюс EYVL,

• восточная часть РПИ Варшава EPWW,

• южная часть РПИ Швеции ESAA.

Арктика:

• северная часть РПИ Helsinki EFIN,

• северная часть РПИ Полярной звезды ENOR.

Для решения этих проблем EASA рекомендует ряд мер для различных заинтересованных сторон:

• Разработать процедуры действий в непредвиденных обстоятельствах с поставщиками услуг ОрВД и АНО.

• Принять упреждающие меры по смягчению последствий и выпустить уведомления для лётчиков (НОТАМ).

• Содействовать сбору информации об ухудшении качества работы ГНСС и оперативно уведомлять об этом эксплуатантов воздушных судов.

• Избегать несанкционированных передатчиков, создающих помехи.

• Собирать и передавать информацию об ухудшении качества работы ГНСС.

• Обеспечить работоспособность наземной навигационной инфраструктуры (системы посадки по приборам (ILS), дальномерного оборудования (DME), всенаправленного ОВЧ-радиомаяка (VOR)).

• Предоставлять своевременную информацию пользователям воздушного пространства по соответствующим каналам.

• Разработать планы действий на случай возникновения помех/спуфинга сигналов ГНСС.

• Обучить лётные экипажи распознавать помехи ГНСС и реагировать на них.

• Незамедлительно сообщать о любых обнаруженных аномалиях.

• Включить сценарии глушения/спуфинга сигналов ГНСС в программу обучения экипажей.

• Оцените эксплуатационные риски и ограничения, связанные с потерей сигнала ГНСС.

• Обеспечить доступность альтернативных процедур, не основанных на ГНСС.

Конкретные рекомендации для авиаперевозчиков:

• проверка местоположения воздушного судна с использованием средств, не относящихся к ГНСС;

• проверить критически важные навигационные средства;

• сообщать о нарушениях;

• контролировать местоположение самолёта с использованием навигационных средств, не относящихся к ГНСС;

• внимательно следить за частотами управления воздушным движением (УВД);

• применять инструкции производителя по обнаружению и устранению предполагаемого спуфинга;

• сообщать о нарушениях;

Производителям самолётов и оборудования:

• Оценить кумулятивный эффект глушения/спуфинга на их продукцию.

• Предоставить авиаперевозчикам рекомендации по обнаружению и пресечению спуфинга.

• Предоставить инструкции по эксплуатации и обслуживанию продукции в условиях помех ГНСС.

Соблюдая эти рекомендации и осуществляя тщательный мониторинг, авиационная отрасль может снизить риски, связанные с глушением и спуфингом сигналов ГНСС, обеспечивая постоянную безопасность и надёжность аэронавигации и полётов.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~YcVBh
21.07.2025
В ВШЭ создана база данных для оценки природно-климатических рисков и разработки мер адаптации. Она включает три компонента: базу данных опасных природных явлений (ОПЯ), базу климатических риск-профилей и базу адаптационных мероприятий.
18.07.2025
Успешная посадка «Тяньлун-2» — это не просто техническое достижение. Она показывает, что Китай активно развивается в космической отрасли.
15.07.2025
К весне 2026 года в России заработает система идентификации беспилотных летательных аппаратов, сообщил на встрече с Президентом РФ Андрей Никитин, исполняющий обязанности министра транспорта.
15.07.2025
В отсутствие чётких правил Европейский союз предложил Закон о космосе – комплекс мер, призванный сделать европейский космический сектор более чистым, безопасным и конкурентоспособным как на внутреннем, так и на международных рынках.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.