Европейскую ГНСС научили отвечать на сигналы SOS
Помимо предоставления глобальных навигационных услуг, европейская спутниковая группировка Galileo вносит свой вклад в спасение более чем 2000 жизней ежегодно, передавая сообщения SOS спасательным службам. Отныне спутники будут отвечать на эти сообщения, успокаивая людей, оказавшихся в опасности, тем, что помощь уже в пути.
Эта уникальная для Galileo система обратной связи, созданная для ESA, была объявлена действующей на этой неделе, на 12-й Европейской космической конференции в Бельгии. Ожидается, что время доставки сообщений с подтверждением получения сигнала тревоги после первоначальной активации аварийного маячка в большинстве случаев составит несколько минут, максимум до 30 минут, в зависимости от времени, необходимого для обнаружения и вычисления местоположения, откуда поступил сигнал тревоги.
«Любой, кто попал в беду, теперь посредством индикации на активированном маячке получит твёрдое подтверждение того, что поисково-спасательные службы проинформированы о сигнале тревоге и его местоположении, – объясняет главный инженер поисково-спасательных служб Galileo Игорь Стойкович. – Для любого человека, оказавшегося в трудной ситуации, такое знание может иметь огромное значение».
Из 26 спутников европейской ГНСС все, кроме первых двух, оборудованы поисково-спасательным пакетом Cospas-Sarsat. При массе 8 кг эти спасающие жизни полезные нагрузки потребляют всего 3% бортовой мощности. Их приёмо-передающий ретранслятор расположен рядом с главной навигационной антенной.
Основанная Канадой, Францией, Россией и США в 1979 году, система Cospas-Sarsat начинала с полезных нагрузок на низкоорбитальных спутниках, быстрое движение которых по орбите позволяет доплеровской системе траекторных измерений точно определять местоположение сигналов бедствия. Проблема в том, что эти спутники летают так близко к Земле, что их поле зрения сравнительно мало.
Эстафету приняли геостационарные спутники. Они видят гораздо большую поверхность планеты, но, поскольку они неподвижны относительно поверхности Земли, доплеровская система измерений на них не работает.
Спутники со средней орбитой, такие как Galileo, вращающиеся на высоте 23 222 км, предлагают лучшее из обоих вариантов, обеспечивая широкий обзор Земли несколькими спутниками в сочетании с методами определения времени прихода сигнала и доплеровской системы для локализации сигналов SOS. Это увеличивает максимальное время обнаружения сигнала с четырёх часов до менее чем пяти минут, в диапазоне до одного или двух километров (в пределах официальной спецификации 5 км в течение 10 минут).
Поисково-спасательная служба Galileo, управляемая Европейским агентством ГНСС – GSA – и разработанная в ESA – это вклад Европы в работу Cospas-Sarsat. Будучи главным архитектором и проектировщиком системы Galileo, ESA отвечало за взаимодействие между базовой инфраструктурой Galileo и системой обратной связи, закупленной Европейской комиссией и управляемой французским космическим агентством CNES.
Спутниковые ретрансляторы Cospas-Sarsat дополняются тремя наземными станциями в разных уголках Европы, которые известны как Местные Пользовательские Среднеорбитальные Терминалы (MEOLUT), расположены на Шпицбергене, Кипре и Канарских островах и координируются из Центра управления в Тулузе, Франция. Это трио вскоре станет квартетом: четвёртая станция на французском острове Реюньон в Индийском океане находится в стадии разворачивания.
Спутники передают сообщения о бедствии этим MEOLUT, а те переправляют их местным поисково-спасательным службам.
«Включение службы обратной связи стало возможным благодаря тщательной тестовой кампании, проведённой ESA при поддержке GSA и CNES, – добавляет Игорь Стойкович. – Мы должны были быть уверены, что служба остаётся надёжной даже при одновременном ответе на несколько сигналов бедствия».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam