Внедрение

Европейскую ГНСС научили отвечать на сигналы SOS

24 Января 2020
Европейскую ГНСС научили отвечать на сигналы SOS

Помимо предоставления глобальных навигационных услуг, европейская спутниковая группировка Galileo вносит свой вклад в спасение более чем 2000 жизней ежегодно, передавая сообщения SOS спасательным службам. Отныне спутники будут отвечать на эти сообщения, успокаивая людей, оказавшихся в опасности, тем, что помощь уже в пути.

Эта уникальная для Galileo система обратной связи, созданная для ESA, была объявлена действующей на этой неделе, на 12-й Европейской космической конференции в Бельгии. Ожидается, что время доставки сообщений с подтверждением получения сигнала тревоги после первоначальной активации аварийного маячка в большинстве случаев составит несколько минут, максимум до 30 минут, в зависимости от времени, необходимого для обнаружения и вычисления местоположения, откуда поступил сигнал тревоги.

«Любой, кто попал в беду, теперь посредством индикации на активированном маячке получит твёрдое подтверждение того, что поисково-спасательные службы проинформированы о сигнале тревоге и его местоположении, – объясняет главный инженер поисково-спасательных служб Galileo Игорь Стойкович. – Для любого человека, оказавшегося в трудной ситуации, такое знание может иметь огромное значение».

Из 26 спутников европейской ГНСС все, кроме первых двух, оборудованы поисково-спасательным пакетом Cospas-Sarsat. При массе 8 кг эти спасающие жизни полезные нагрузки потребляют всего 3% бортовой мощности. Их приёмо-передающий ретранслятор расположен рядом с главной навигационной антенной.

Основанная Канадой, Францией, Россией и США в 1979 году, система Cospas-Sarsat начинала с полезных нагрузок на низкоорбитальных спутниках, быстрое движение которых по орбите позволяет доплеровской системе траекторных  измерений точно определять местоположение сигналов бедствия. Проблема в том, что эти спутники летают так близко к Земле, что их поле зрения сравнительно мало.

Эстафету приняли геостационарные спутники. Они видят гораздо большую поверхность планеты, но, поскольку они неподвижны относительно поверхности Земли, доплеровская система измерений на них не работает.

Спутники со средней орбитой, такие как Galileo, вращающиеся на высоте 23 222 км, предлагают лучшее из обоих вариантов, обеспечивая широкий обзор Земли несколькими спутниками в сочетании с методами определения времени прихода сигнала и доплеровской системы для локализации сигналов SOS. Это увеличивает максимальное время обнаружения сигнала с четырёх часов до менее чем пяти минут, в диапазоне до одного или двух километров (в пределах официальной спецификации 5 км в течение 10 минут).

Поисково-спасательная служба Galileo, управляемая Европейским агентством ГНСС – GSA – и разработанная в ESA – это вклад Европы в работу Cospas-Sarsat. Будучи главным архитектором и проектировщиком системы Galileo, ESA отвечало за взаимодействие между базовой инфраструктурой Galileo и системой обратной связи, закупленной Европейской комиссией и управляемой французским космическим агентством CNES.

Спутниковые ретрансляторы Cospas-Sarsat дополняются тремя наземными станциями в разных уголках Европы, которые известны как Местные Пользовательские Среднеорбитальные Терминалы (MEOLUT), расположены на Шпицбергене, Кипре и Канарских островах и координируются из Центра управления в Тулузе, Франция. Это трио вскоре станет квартетом: четвёртая станция на французском острове Реюньон в Индийском океане находится в стадии разворачивания.

Спутники передают сообщения о бедствии этим MEOLUT, а те переправляют их местным поисково-спасательным службам.

«Включение службы обратной связи стало возможным благодаря тщательной тестовой кампании, проведённой ESA при поддержке GSA и CNES, – добавляет Игорь Стойкович. – Мы должны были быть уверены, что служба остаётся надёжной даже при одновременном ответе на несколько сигналов бедствия».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~k8Wkd
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.
09.01.2025
В результате изменений в законодательстве Российской Федерации государство стимулирует приток частных инвестиций в сферу космических услуг. Для этого разрабатываются и запускаются космические аппараты, а также предоставляются права на управление и использование наземных и космических объектов инфраструктуры, созданных по концессионным соглашениям, считают авторы аналитического исследования в журнале АО «Организация «Агат» «Экономика космоса».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.