Европейской навигационной системе выдали сертификат соответствия авиационным стандартам
Европейское космическое агентство (ЕКА) отметило соответствие спутниковой навигационной системы Galileo стандартам гражданской авиации, которые регулируют этапы полёта от взлёта до посадки.
Требования, касающиеся безопасности полётов, установлены Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и регулируют использование систем, неисправность которых может привести к катастрофическим последствиям.
Изначально система Galileo не была разработана в соответствии с правилами ИКАО. В Европе уже существовала служба EGNOS, которая дополняет систему глобального позиционирования США (GPS). Система, по заявлениям разработчиков, обеспечивает точность до 1,5 метров, а с 2011 года была объявлена соответствующей требованиям безопасности полётов.
Учитывая, что Galileo – это попытка ЕвроКомиссии избавиться от зависимости от GPS (ГНСС США), использование её в гражданской авиации было определённой неизбежностью. Для взлёта и посадки требовалась дифференциальная коррекция с помощью EGNOS.
Вопрос в том, насколько надёжна Galileo? По данным ЕКА, только шесть событий в истории Galileo «превысили стандарты, установленные ИКАО, и ни одно из них не затронуло более одного спутника одновременно».
Однако, невозможно забыть событие 2019 года, когда сеть пострадала от «ухудшения качества обслуживания» и в течение нескольких дней предоставляла неточную информацию о местоположении.
ЕКА не упоминает этот инцидент в своей последней редакции о соответствии Galileo стандартам безопасности полётов, однако можно предположить, что любая авиакомпания, ставящая на самолёт, полный пассажиров, с помощью системы, нуждалась бы в заверениях, что подобные сбои больше не повторятся.
Чтобы получить желанный сертификат безопасности жизнедеятельности, инженерам пришлось доработать наземный сегмент, чтобы смягчить последствия «очень немногих» потенциальных неисправностей. Сами спутники находились либо уже на орбите, либо в пути. ЕКА следовало бы прокомментировать, почему требование о строгих стандартах, установленных ИКАО, появилось только тогда, когда было слишком поздно обновлять конструкцию Galileo.
В конечном итоге все исправления были внесены в программное обеспечение.
Изменения получили одобрение ИКАО в марте 2023 года, что означает, что Galileo (наряду с другими ГНСС) может поддерживать некритические этапы полёта. Предстоящая коррекция с помощью EGNOS по-прежнему необходима для таких операций, как посадка.
Однако почему система Galileo не была разработана с учётом этого в первую очередь? Первый запуск Galileo состоялся в 2011 году.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников