Внедрение

Европейской навигационной системе выдали сертификат соответствия авиационным стандартам

8 Февраля 2024
Европейской навигационной системе выдали сертификат соответствия авиационным стандартам

Европейское космическое агентство (ЕКА) отметило соответствие спутниковой навигационной системы Galileo стандартам гражданской авиации, которые регулируют этапы полёта от взлёта до посадки.

Требования, касающиеся безопасности полётов, установлены Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и регулируют использование систем, неисправность которых может привести к катастрофическим последствиям.

Изначально система Galileo не была разработана в соответствии с правилами ИКАО. В Европе уже существовала служба EGNOS, которая дополняет систему глобального позиционирования США (GPS). Система, по заявлениям разработчиков, обеспечивает точность до 1,5 метров, а с 2011 года была объявлена соответствующей требованиям безопасности полётов.

Учитывая, что Galileo – это попытка ЕвроКомиссии избавиться от зависимости от GPS (ГНСС США), использование её в гражданской авиации было определённой неизбежностью. Для взлёта и посадки требовалась дифференциальная коррекция с помощью EGNOS.

Вопрос в том, насколько надёжна Galileo? По данным ЕКА, только шесть событий в истории Galileo «превысили стандарты, установленные ИКАО, и ни одно из них не затронуло более одного спутника одновременно».

Однако, невозможно забыть событие 2019 года, когда сеть пострадала от «ухудшения качества обслуживания» и в течение нескольких дней предоставляла неточную информацию о местоположении.

ЕКА не упоминает этот инцидент в своей последней редакции о соответствии Galileo стандартам безопасности полётов, однако можно предположить, что любая авиакомпания, ставящая на самолёт, полный пассажиров, с помощью системы, нуждалась бы в заверениях, что подобные сбои больше не повторятся.

Чтобы получить желанный сертификат безопасности жизнедеятельности, инженерам пришлось доработать наземный сегмент, чтобы смягчить последствия «очень немногих» потенциальных неисправностей. Сами спутники находились либо уже на орбите, либо в пути. ЕКА следовало бы прокомментировать, почему требование о строгих стандартах, установленных ИКАО, появилось только тогда, когда было слишком поздно обновлять конструкцию Galileo.

В конечном итоге все исправления были внесены в программное обеспечение.

Изменения получили одобрение ИКАО в марте 2023 года, что означает, что Galileo (наряду с другими ГНСС) может поддерживать некритические этапы полёта. Предстоящая коррекция с помощью EGNOS по-прежнему необходима для таких операций, как посадка.

Однако почему система Galileo не была разработана с учётом этого в первую очередь? Первый запуск Galileo состоялся в 2011 году.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ZccHn
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.