Внедрение

Европа озаботилась стратегическим развитием военных беспилотных летательных аппаратов

5 Декабря 2022
Европа озаботилась стратегическим развитием военных беспилотных летательных аппаратов

Европа не оставляет идеи достижения климатической нейтральности к 2050 году. В этом ключе она уповает на цифровизацию экономики, которая должна укрепить конкурентоспособность ЕвроСоюза и предоставить людям новые возможности с помощью технологий нового поколения.

Основываясь на двух сообщениях, а именно «Формирование цифрового будущего Европы» и «Цифровое десятилетие Европы», ЕвроКомиссия определила действия, которые она предпримет для содействия созданию безопасных цифровых услуг и рынков.

В достижении этого двойного зелёного и цифрового перехода Европе должен помочь транспортный сектор, включающий как БПЛА, так и пилотируемые летательные аппараты. Стратегия устойчивой и умной мобильности ЕвроКомиссии (SSMS), принятая в декабре 2020 года, представляет собой амбициозную дорожную карту, направленную на то, чтобы европейский транспорт твёрдо встал на путь устойчивого, умного и жизнестойкого будущего. План действий по нулевому загрязнению связан в рамках SSMS с целями и действиями в отношении того, насколько чистой должна быть новая транспортная политика ЕС, например, в отношении шума и загрязнителей воздуха.

Среди мер, изложенных в SSMS, Комиссия объявила о подготовке «Стратегии беспилотных летательных аппаратов 2.0 для интеллектуальной и устойчивой экосистемы беспилотных летательных аппаратов в Европе», которая должна быть принята к концу 2022 года и где излагаются возможные пути дальнейшего развития этой технологии и её нормативного и регулирования.

В соответствии с новым базовым регламентом, принятым в 2018 году, все БПЛА, независимо от их веса, подпадают под действие гармонизированных правил безопасности ЕС. Основываясь на этих основных требованиях безопасности и следуя ориентированному на риск подходу, заложенному в Базовом регламенте, Комиссия приняла в 2019 году ряд правил, регулирующих операции с БПЛА (т.е. Имплементирующий регламент Комиссии (ЕС) 2019/947 о правилах и процедурах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и Делегированный Регламент Комиссии (ЕС) 2019/945 об операторах беспилотных авиационных систем). Кроме того, для обеспечения безопасности полётов БПЛА Комиссия приняла в 2020 году три имплементационных регламента по U-space, которые обеспечивают систему управления воздушным движением для БПЛА. Эти правила являются краеугольным камнем новой нормативно-правовой базы ЕС в области БПЛА, способствующей развитию индустрии и рынка услуг.

В государствах – членах ЕС существовало очень мало регулирующих национальных рамок. В отличие от других секторов, где процесс гармонизации регулирования ЕС начался после принятия на национальном уровне иногда расходящихся правил, здесь сразу удалось начать с действительно общего набора правил.

Действия, заявленные в Авиационной стратегии 2015 года, в основном завершены, и настало время для обновлённой политики ЕС в отношении БПЛА, основанной на сегодняшних достижениях и учитывающей новые приоритеты политики и новые вызовы, а также последние технологические, нормативные и коммерческие разработки.

Что касается военной стороны, БПЛА использовались в оборонном секторе в течение последних 30 лет, но возможности европейских военных БПЛА остаются менее развитыми, чем в других регионах мира.

Эта стратегия беспилотников должна способствовать не только целям, изложенным в SSMS, но и целям «Плана действий по синергии между гражданской, оборонной и космической промышленностями», принятого в феврале 2020 года, который включает флагманский проект ЕС по беспилотным технологиям. Этот план действий определил несколько областей возможного взаимного обогащения, в которых оборонные проекты могут извлечь выгоду из инновационных разработок в области гражданских БПЛА, а гражданская аэронавтика может извлечь выгоду из разработок в области обороны.

В 2020 году ЕвроКомиссия опубликовала два сообщения, в обоих из которых вводились новые политические меры по противодействию возможным угрозам, которые могут представлять БПЛА. В Стратегии Союза безопасности ЕС22 и Программе борьбы с терроризмом говорится, что угроза БПЛА, не сотрудничающих друг с другом, является серьёзной проблемой в Европе, которую необходимо устранить. Более того, предлагаемая Директива об устойчивости критически важных организаций (Директива CER) введёт обязательства для государств-членов и критически важных организаций по проведению оценки рисков, а для критически важных организаций – по принятию технических мер, мер безопасности и организационных мер для обеспечения их устойчивости к выявленным рискам. Поэтому этот аспект безопасности также необходимо учитывать в этой стратегии БПЛА.

В документе говорится, что БПЛА могут способствовать ускорению обезуглероживания и цифровизации всей системы транспорта и мобильности, снижению её негативного воздействия на окружающую среду и повышению безопасности и здоровья граждан.

Комиссия признаёт, что БПЛА должны быть приняты обществом, чтобы в полной мере выполнять свою роль на благо бизнеса и местных сообществ. Для этого потребуется всестороннее участие всех заинтересованных сторон на местном, региональном и национальном уровнях, чтобы обеспечить справедливое и устойчивое развёртывание безопасных операций с беспилотниками как в городских, так и в сельских районах.

Для поощрения частных инвестиций и разработки новых инновационных услуг для различных секторов необходимо обеспечить правовую и техническую определённость, основанную на согласованном подходе ЕС. Ключевыми в Стратегии БПЛА 2.0 являются два взаимосвязанных фактора: создание единого рынка услуг БПЛА и укрепление потенциала и синергии европейской гражданской промышленности, безопасности и оборонной промышленности. Использование дронов в гражданских целях, в целях безопасности и в военных целях и связанных с ними технологий, включая решения для борьбы с беспилотниками, будет способствовать внедрению инновационных технологий и внесёт вклад в общее развитие сектора в Европе.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам European Commission
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~YSNW6
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.