Европа озаботилась стратегическим развитием военных беспилотных летательных аппаратов

Европа не оставляет идеи достижения климатической нейтральности к 2050 году. В этом ключе она уповает на цифровизацию экономики, которая должна укрепить конкурентоспособность ЕвроСоюза и предоставить людям новые возможности с помощью технологий нового поколения.
Основываясь на двух сообщениях, а именно «Формирование цифрового будущего Европы» и «Цифровое десятилетие Европы», ЕвроКомиссия определила действия, которые она предпримет для содействия созданию безопасных цифровых услуг и рынков.
В достижении этого двойного зелёного и цифрового перехода Европе должен помочь транспортный сектор, включающий как БПЛА, так и пилотируемые летательные аппараты. Стратегия устойчивой и умной мобильности ЕвроКомиссии (SSMS), принятая в декабре 2020 года, представляет собой амбициозную дорожную карту, направленную на то, чтобы европейский транспорт твёрдо встал на путь устойчивого, умного и жизнестойкого будущего. План действий по нулевому загрязнению связан в рамках SSMS с целями и действиями в отношении того, насколько чистой должна быть новая транспортная политика ЕС, например, в отношении шума и загрязнителей воздуха.
Среди мер, изложенных в SSMS, Комиссия объявила о подготовке «Стратегии беспилотных летательных аппаратов 2.0 для интеллектуальной и устойчивой экосистемы беспилотных летательных аппаратов в Европе», которая должна быть принята к концу 2022 года и где излагаются возможные пути дальнейшего развития этой технологии и её нормативного и регулирования.
В соответствии с новым базовым регламентом, принятым в 2018 году, все БПЛА, независимо от их веса, подпадают под действие гармонизированных правил безопасности ЕС. Основываясь на этих основных требованиях безопасности и следуя ориентированному на риск подходу, заложенному в Базовом регламенте, Комиссия приняла в 2019 году ряд правил, регулирующих операции с БПЛА (т.е. Имплементирующий регламент Комиссии (ЕС) 2019/947 о правилах и процедурах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и Делегированный Регламент Комиссии (ЕС) 2019/945 об операторах беспилотных авиационных систем). Кроме того, для обеспечения безопасности полётов БПЛА Комиссия приняла в 2020 году три имплементационных регламента по U-space, которые обеспечивают систему управления воздушным движением для БПЛА. Эти правила являются краеугольным камнем новой нормативно-правовой базы ЕС в области БПЛА, способствующей развитию индустрии и рынка услуг.
В государствах – членах ЕС существовало очень мало регулирующих национальных рамок. В отличие от других секторов, где процесс гармонизации регулирования ЕС начался после принятия на национальном уровне иногда расходящихся правил, здесь сразу удалось начать с действительно общего набора правил.
Действия, заявленные в Авиационной стратегии 2015 года, в основном завершены, и настало время для обновлённой политики ЕС в отношении БПЛА, основанной на сегодняшних достижениях и учитывающей новые приоритеты политики и новые вызовы, а также последние технологические, нормативные и коммерческие разработки.
Что касается военной стороны, БПЛА использовались в оборонном секторе в течение последних 30 лет, но возможности европейских военных БПЛА остаются менее развитыми, чем в других регионах мира.
Эта стратегия беспилотников должна способствовать не только целям, изложенным в SSMS, но и целям «Плана действий по синергии между гражданской, оборонной и космической промышленностями», принятого в феврале 2020 года, который включает флагманский проект ЕС по беспилотным технологиям. Этот план действий определил несколько областей возможного взаимного обогащения, в которых оборонные проекты могут извлечь выгоду из инновационных разработок в области гражданских БПЛА, а гражданская аэронавтика может извлечь выгоду из разработок в области обороны.
В 2020 году ЕвроКомиссия опубликовала два сообщения, в обоих из которых вводились новые политические меры по противодействию возможным угрозам, которые могут представлять БПЛА. В Стратегии Союза безопасности ЕС22 и Программе борьбы с терроризмом говорится, что угроза БПЛА, не сотрудничающих друг с другом, является серьёзной проблемой в Европе, которую необходимо устранить. Более того, предлагаемая Директива об устойчивости критически важных организаций (Директива CER) введёт обязательства для государств-членов и критически важных организаций по проведению оценки рисков, а для критически важных организаций – по принятию технических мер, мер безопасности и организационных мер для обеспечения их устойчивости к выявленным рискам. Поэтому этот аспект безопасности также необходимо учитывать в этой стратегии БПЛА.
В документе говорится, что БПЛА могут способствовать ускорению обезуглероживания и цифровизации всей системы транспорта и мобильности, снижению её негативного воздействия на окружающую среду и повышению безопасности и здоровья граждан.
Комиссия признаёт, что БПЛА должны быть приняты обществом, чтобы в полной мере выполнять свою роль на благо бизнеса и местных сообществ. Для этого потребуется всестороннее участие всех заинтересованных сторон на местном, региональном и национальном уровнях, чтобы обеспечить справедливое и устойчивое развёртывание безопасных операций с беспилотниками как в городских, так и в сельских районах.
Для поощрения частных инвестиций и разработки новых инновационных услуг для различных секторов необходимо обеспечить правовую и техническую определённость, основанную на согласованном подходе ЕС. Ключевыми в Стратегии БПЛА 2.0 являются два взаимосвязанных фактора: создание единого рынка услуг БПЛА и укрепление потенциала и синергии европейской гражданской промышленности, безопасности и оборонной промышленности. Использование дронов в гражданских целях, в целях безопасности и в военных целях и связанных с ними технологий, включая решения для борьбы с беспилотниками, будет способствовать внедрению инновационных технологий и внесёт вклад в общее развитие сектора в Европе.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал