ЕС: Возможности и вызовы развития космодромов на Крайнем Севере

Системы спутниковой связи незаменимы для арктических прибрежных государств. Они облегчают наблюдение за обширными морскими районами Арктики. Малые спутники обеспечивают передачу данных для интернета и других приложений в любую точку Земли. Полярно-орбитальные спутники особенно полезны для миссий по картографированию или наблюдению в Арктике. Поскольку орбиты полярных спутников сходятся на полюсах, они обеспечивают большее покрытие в северных широтах, чем на экваторе.
Рынок запуска малых и микроспутников развивается, и множество коммерческих игроков конкурируют за предоставление спутниковых услуг с низких околоземных орбит.
Предоставление спутниковых услуг зависит от наличия космической инфраструктуры, включающей стартовые комплексы. Европейский спрос на услуги космических запусков до сих пор покрывался космодромами, расположенными за рубежом, такими как Космический центр Гвианы, в космодром Плесецк (Россия) и космодром Байконур (Россия/Казахстан). До сих пор коммерческие орбитальные запуски в северных широтах проводила только Россия, которая использовала подводную лодку в качестве плавучей платформы для запуска малых спутников из Баренцева моря. Теперь Норвегия и Швеция собираются начать запуск малых спутников с космодромов, расположенных на Крайнем Севере. Эти скандинавские страны также конкурируют с другими европейскими государствами, которые выходят на рынок запуска малых спутников, такими как Португалия на Азорских островах и Великобритания.
Развитие космической инфраструктуры и спутниковых сервисов в целом положительно влияет на устойчивое развитие Арктики, поскольку способствует решению серьёзной проблемы связи в Арктике, совершенствованию глобального и регионального мониторинга погоды и климата, защите окружающей среды и обнаружению незаконной деятельности на морях. Эксплуатация автономных стартовых комплексов обещает хороший бизнес для Норвегии и Швеции, поскольку они привлекут коммерческих клиентов из Европы и всего мира.
Однако спутники — не единственные компоненты космической инфраструктуры. Космическая инфраструктура определяется более широко как «социотехническая система, основная функциональная составляющая, которой находится за условной линией, отделяющей атмосферу Земли от космического пространства». В дополнение к орбитам и орбитальным средствам (например, спутникам) космическая инфраструктура также включает линии связи и наземные компоненты, такие как наземные станции, стартовые площадки и ракеты-носители. Космическая инфраструктура, расположенная в северных широтах, особенно хорошо подходит для запуска ракет-зондов для исследования космической погоды, наблюдения за Землей и для получения данных с полярно-орбитальных спутников. В то же время космическая инфраструктура по своей природе интернациональна, поскольку одно государство редко имеет на своей территории все необходимые космические и наземные компоненты. Государствам приходится полагаться на сотрудничество с другими государствами, чтобы в полной мере использовать космические услуги.
Наземная космическая инфраструктура Норвегии расположена на Крайнем Севере и на Земле Королевы Мод в Антарктиде. Самая большая в мире станция для спутников на полярных орбитах расположена на Шпицбергене из-за его уникального места для считывания данных с полярно-орбитальных спутников.
Европейский космический и зондирующий ракетный полигон (Эсрейндж, Швеция) используется международным научным сообществом для различных исследований, включая измерения геомагнитного поля и исследования северного сияния. Там находится одна из гражданских спутниковых наземных станций, и он выступает в качестве узла в сети спутниковых станций. Полигон имеет достаточную транспортную доступность воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом, а также окружён обширными незаселёнными зонами воздействия и восстановления. Космический центр, как правило, запускает ракеты-зонды для исследования микрогравитации и атмосферы, а также высотные воздушные шары для астрономии, исследования атмосферы и испытаний на падение космических и летательных аппаратов.
В октябре 2020 года правительство Швеции объявило о решении создать возможность запуска малых спутников. Первые запуски запланированы на 2022 год.
В дополнение к солнечной погоде и преднамеренным действиям растущее количество космического мусора также ставит под угрозу безопасную и устойчивую работу спутников уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Малые и микроспутниковые группировки на околоземных орбитах (таких как полярные орбиты) в этом отношении очень уязвимы из-за большого количества объектов на уже загруженных орбитах. Уже сегодня мы должны работать над предотвращением каскадного нарастания, известного как «синдром Кесслера», т.е. каскадного эффекта столкновения элементов мусора с другими элементами мусора, что приводит к образованию плотных колец мусора, которые препятствуют безопасному запуску и эксплуатации космических аппаратов. В долгосрочной перспективе космический мусор может поставить под угрозу интересы будущих поколений в области устойчивых космических услуг, что противоречит Целям ООН в области устойчивого развития и Руководящим принципам долгосрочной устойчивости.
Окружающая среда Арктики, предупреждают специалисты, особенно хрупка, и любая новая промышленная деятельность должна тщательно оцениваться с точки зрения её воздействия на окружающую среду. Однако исследований, посвященных изучению воздействия космической деятельности в Арктике на окружающую среду, немного.
В дополнение к дикой природе, биоразнообразию и экологии территорий, окружающих Андойя и Эсрейндж, другие интересы неэкономического значения могут быть поставлены под угрозу, когда начнутся пусковые операции. Культурное наследие и туристические объекты могут стать менее доступными. Коренное население этого арктического региона — саамы, населяющие Россию, Швецию, Норвегию и Финляндию — могут снова столкнуться с нарушением и ограничением их традиционного образа жизни, что потенциально несовместимо с международным правом. По сообщениям, оленеводческая деятельность в районах вокруг шведского ракетного полигона уже страдает и, вероятно, столкнется с дальнейшими нарушениями из-за шума, вызванного запуском на орбиту и связанной с этим деятельностью.
Важно обеспечить, чтобы местная среда и жители, в том числе коренные общины, не заплатили в конечном итоге высокую цену за космические амбиции нескольких коммерческих игроков, не имеющих реальной культурной или эмоциональной связи с Севером и не разделяющих одинаковые значения с местным и коренным населением. Поскольку планируемые разработки также могут принести значительные положительные экономические и социальные результаты на местном и региональном уровне, необходимо найти взвешенные и осуществимые решения, которые учитывали бы интересы всех заинтересованных сторон. Государства, предоставляющие стартовые мощности, должны играть главную роль в поиске таких решений, но международный характер космической отрасли означает, что чисто односторонних решений для решения этих вопросов будет недостаточно.
В своём отчёте (2017 г.) Целевая группа Арктического совета по телекоммуникационной инфраструктуре в Арктике (TFTIA) указала, что существуют «серьезные ограничения для связи, обеспечиваемой геостационарными спутниками в самых северных частях Арктики». В дальнейшем важно укреплять диалог между Арктическим советом и международными космическими форумами.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал