Внедрение

ЕС: Проблемы производителей подключенных транспортных средств в 2023 году

8 Февраля 2023
ЕС: Проблемы производителей подключенных транспортных средств в 2023 году

Цифровизация продвигается медленно, особенно в автомобильной промышленности. Постоянно растущие объёмы данных, ежедневно генерируемых при работе подключённых транспортных средств, требуют всё более новых технических решений. Процессы, в том числе обновления программного обеспечения, всё чаще переносятся в облако, а функции автомобиля контролируются через мобильные приложения. Транспортные средства становятся экосистемами для цифровых услуг и развлечений.

В своей растущей роли поставщиков транспортных услуг производители транспортных средств сталкиваются с новыми юридическими проблемами, которые не имеют простых решений. Волна регулирования, которая в настоящее время обрушивается на предприятия технологического сектора ЕС, делает решение этих вопросов ещё более сложным.

Защита данных была и останется определяющей проблемой для производителей автомобилей.

Данные о транспортном средстве уже являются персональными данными, если они связаны, как это обычно бывает, с идентификационным номером транспортного средства. Даже для чистых процессов обработки данных «в автомобиле», в которых производитель автомобиля не имеет никакого доступа к данным в автомобиле, применяются определённые правила защиты данных, не в последнюю очередь – принцип конфиденциальности по умолчанию.

Всё же остаётся неясным, в какой степени данные о транспортном средстве могут храниться в целях мониторинга и защиты продукции, и если да, то как долго. А как насчёт данных от датчиков или камер автомобиля, которые установлены в автомобиле и поддерживают или контролируют процесс вождения? Большая часть этих данных может играть важную роль в разработке, контроле качества и мониторинге продукции. Часто бывает трудно определить границы между юридическими обязательствами производителей (в том числе в области соответствия продукции) и тем, что разрешено законом с точки зрения защиты данных.

Расширенные концепции транспортных средств также вызовут новые проблемы с данными в 2023 году. В частности, должны ли и в какой степени производители транспортных средств предоставлять данные, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, третьим сторонам, например, чтобы позволить другим участникам рынка разрабатывать и предлагать сопоставимые товары и услуги?

2023 год начался для производителей на ура: белые («хорошие») хакеры опубликовали результаты попыток нарушения кибербезопасности подключённых автомобилей и сообщили о выявлении брешей в безопасности ИТ-систем различных производителей. На фоне неуклонно растущих киберугроз тема останется первоочередной для автопроизводителей в 2023 году, не в последнюю очередь из-за постоянно ужесточающихся требований законодательства. Помимо расширения системы санкций за нарушение соответствующих требований ИТ-безопасности, к регулируемым компаниям будут применяться значительно более комплексные технические и особенно организационные требования (в том числе в области управления киберрисками).

Новые законы оказывают значительное влияние на производителей автомобилей, особенно в области услуг подключённых транспортных средств. Они вводят новые требования специально для цифровых продуктов и услуг и могут применяться к бесплатным услугам, где несущественные персональные данные предоставляются в обмен на услуги. Гарантия и права отзыва расширены. Цифровые продукты будут подлежать новым требованиям поддержки и обновлений, чтобы продлить срок их использования.

Закон о данных (DA), который ещё обсуждается, уже отбрасывает свою тень. Целью DA является регулирование максимально эффективного доступа и удобства использования данных с сетевых устройств в интересах пострадавших и компаний. Данные о транспортных средствах явно включены в объём запланированных стандартов. В соответствии с положениями DA, так называемые владельцы данных (например, производители автомобилей) должны будут предоставлять доступ к данным не только пользователям (например, владельцам транспортных средств), но и поставщикам в связанных с транспортными средствами областях бизнеса, таких как послепродажное обслуживание, по запросу субъекта данных. Это поставит производителей транспортных средств перед серьёзными юридическими и практическими проблемами, включая расширенные обязательства по обеспечению прозрачности и обязательство заключить с пользователем лицензионное соглашение на передачу неличных данных.

Закон о цифровых услугах (DSA), вступивший в силу в 2022 году, вызовет в текущем году различные проблемы. Некоторые услуги, предлагаемые производителями автомобилей клиентам и/или деловым партнёрам, могут подпадать под действие новых правил, например, услуги хостинга или услуги платформы. Всякий раз, когда данные передаются, хранятся или становятся доступными для третьих лиц, например, в области услуг подключённых транспортных средств или послепродажного обслуживания, может применяться DSA.

Еще одно событие, которое коснётся производителей подключённых автомобилей в 2023 году, — это заметное увеличение запросов данных от правоохранительных органов, которые они получают в контексте уголовного преследования. Предприятия должны иметь процессы и политики, чтобы гарантировать, что они обрабатывают эти запросы должным образом.

Растущее число соответственно строгих законов о защите данных в других странах мира (включая Бразилию, Корею и др.) ещё больше усложняет передачу данных транспортных средств в международных корпоративных группах и совместных предприятиях. Китай всё чаще привлекает внимание автопроизводителей не только как один из наиболее важных рынков сбыта, но и как рынок с весьма строгими требованиями к обработке и экспорту данных о транспортных средствах. Опубликованный в 2021 году проект Положения об управлении безопасностью данных об автомобилях распространяется на широкий круг игроков автомобильной отрасли, от производителей и поставщиков автомобилей до страховых компаний, когда им приходится иметь дело с соответствующими данными. Эти положения дополняются множеством новых требований, в том числе в соответствии с Законом о защите личной информации и другими законами, касающимися кибербезопасности и локализации данных.

Как и во многих других отраслях, перед бизнесом подключенных транспортных средств стоит вопрос о том, что станет «золотым стандартом» режима конфиденциальности в будущем. Китай, как представляется, значительно выходит за рамки требований европейского законодательства. Это создает серьёзные практические и юридические проблемы для производителей автомобилей, имеющих бизнес в Китае, особенно потому, что фактические требования ещё не полностью определены соответствующими органами. Новые правила предусматривают частичный шестимесячный льготный период для соблюдения требований, который истекает в конце февраля 2023 года.

В 2023 году производители автомобилей, подключённых к интернету, столкнутся с серьёзными проблемами соблюдения законодательства. Мало того, что поступает множество новых требований, важные вопросы остаются нерешёнными и, вероятно, потребуют вмешательства регулирующих органов и судов. Как это часто бывает, подготовка к соблюдению требований и раннее привлечение юридических консультантов (будь то внутренних и/или внешних) является ключом к тому, чтобы с самого начала движение шло в правильном направлении.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Taylor Wessing
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gi8Ik
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.