Внедрение

Эксперт: Ни одна страна мира не может обеспечить себя всей полнотой данных ДЗЗ

21 Января 2022
Эксперт: Ни одна страна мира не может обеспечить себя всей полнотой данных ДЗЗ

На сегодняшний день использование данных аппаратов ДЗЗ при принятии решений коммерческими компаниями и госведомствами становится все более распространенной практикой. И здесь наблюдается ситуация, когда ни одна страна мира не может обеспечить себя всей полнотой космических данных. Международное взаимодействие является спецификой космической деятельности, такое мнение в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» выразил специалист в области геоинформатики руководитель группы маркетинга АО «Ракурс» Андрей Пирогов.

По его словам, несмотря на большое число аппаратов ДЗЗ выбор оптимальных данных не всегда прост. За последние годы существенно выросло разнообразие требований к снимкам, в связи с активным внедрением космической съемки в процессы принятия решений. 

«Невозможно выполнить все запросы, ориентируясь только на одну группировку спутников. Любые, даже государственные ведомства России или других стран приобретают или используют бесплатные данные с аппаратов разных операторов. Ситуация, при которой ни одна страна мира не сможет обеспечить себя всей полнотой космических данных будет сохраняться долго, а, скорее всего, всегда. Такова специфика космической деятельности, которая невозможна без международного взаимодействия», - сказал эксперт.

Говоря о перспективах запуска новых российских спутников ДЗЗ, Андрей Пирогов отметил, что их ждут не только российских пользователи. «Формирование новых отечественных группировок ДЗЗ, в том числе с радиолокационными аппаратами можно только приветствовать. Важным при этом является формирование удобных сервисов доступа к данным, их обработке и интеграции с аналитическими системами», - подчеркнул он.

Ранее Роскосмос опубликовал статистику, согласно которой российскими космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли («Ресурс-П» и «Канопус-В») в 2021 году была проведена космическая съемка территории земного шара общей площадью более 616,7 миллиона квадратных километров («Ресурс-П» — более 34,9 млн кв. км, «Канопус-В» — более 581,8 млн кв. км), в том числе по территории Российской Федерации — более 355,1 миллиона квадратных километров («Ресурс-П» — более 15,8 млн кв. км, «Канопус-В» — более 339,3 млн кв. км).

Космический аппарат «Метеор-М» (целевая аппаратура КМСС с разрешением 70 метров) — 2 раза в неделю проводит съемку всей территории Российской Федерации.

Космический аппарат «Метеор-М» (целевая аппаратура МСУ-МР с разрешением 1000 метров) — 2 раза в сутки проводится космическая съемка всей территории земного шара.

Космический аппарат «Электро-Л» (целевая аппаратура МСУ-ГС с разрешением 1000 метров) проводит космическую съемку видимого диска Земли каждые 30 минут.

Космический аппарат «Арктика-М» (целевая аппаратура МСУ-ГС с разрешением 1000 метров) проводит космическую съемку территории Арктической зоны каждые 15 минут в течение 6 часов в сутки.

В 2021 году с целью выполнения заявок потребителей было проведено около 110 тысяч сеансов связи с космическими аппаратами российской орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли. Чаще других проводилась космическая съемка паводкоопасных и пожароопасных ситуаций на территории Российской Федерации.

Прием, регистрация, обработка, архивация, каталогизация и распространение информации с российских и иностранных спутников дистанционного зондирования Земли осуществляется Оператором российских космических систем ДЗЗ (Научный центр оперативного мониторинга Земли). 

Потребителями российских данных ДЗЗ сегодня являются более 350 организаций и компаний, в том числе Минсельхоз и МЧС России, Росгидромет, Рослесхоз, Росреестр, институты Российской академии наук.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Y4RkF
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.