Внедрение

Что же делает государство, чтобы помочь нам с импортонезависимостью?

10 Июня 2024
Что же делает государство, чтобы помочь нам с импортонезависимостью?

Координаты объекта и время – основные параметры космической навигации, используемые в народном хозяйстве. Одновременно навигационное оборудование, в частности, агрообъектов используется в качестве устройств для сбора, анализа и передачи телематической информации о состоянии систем, механизмов и устройств.

Навигационное и дополнительное, в т.ч. телематическое, оборудование относится к категории радиоэлектронного оборудования, по которому копья ломаются не один год. Сейчас мы имеем практически полный отказ от западного производителя (за исключением обходных путей по различным схемам) и переход на китайское оборудование.

Да, это даёт кратковременный эффект, как это было с «друзьями» с Запада до 2022 года, но вгоняет потребителей в очередную зависимость, теперь от восточного соседа. Волнует ли это власти?

Волнует, ещё и как. И единственный выход, как подсказывает нам исторический опыт, - перевод производства «тонких штук» на собственные рельсы. Импортонезависимость.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 9.09.2023 г. № 2436-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р» (Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года), «доля российской радиоэлектронной продукции в общем объёме внутреннего рынка электроники (по выручке) до 2024 года должна составить: – не менее 27 процентов, до 2030 года – не менее 70 процентов, до 2035 года – не менее 75 процентов».

В свежем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС» заместитель генерального директора по развитию ООО «Единая Национальная Диспетчерская Система – Орёл», эксперт Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Олег Слепец, даёт компетентный обзор того, что нам может предложить государство для обеспечения импортозамещения.

Это, среди прочего, ряд постановлений российского правительства, устанавливающих порядок предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры. Например, № 1316 от 29.08.2020, устанавливающее требование по 30-процентному внебюджетному финансированию и проведению конкурсного отбора Минпромторгом РФ. Субсидии предоставляются организации по одному комплексному проекту в максимальном ежегодном размере не более 350 млн рублей, при сроке реализации не более 7 лет.

Реализацию и контроль за ходом исполнения федеральных целевых программ, ведомственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, а также инвестиционных проектов, реализуемых на условиях частно-государственного партнёрства в отраслях промышленности, осуществляет Департамент радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ

Стимулирование и формирование спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию гражданского назначения, включая программно-аппаратные комплексы и программное обеспечение, обеспечивает Департамент стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Изложены размеры и сроки предоставляемых субсидий, а также формы отчётности.

Резюмируя всё сказанное о системе стимулирования импортозамещения, эксперт, тем не менее, выступает с критикой государственных программ. Так, по его словам,

• государство не полностью осознаёт роль и влияние космической навигации на развитие и эффективность экономики страны, в т.ч. сельского хозяйства;

• навигационные технологии отсутствуют в перечне высокотехнологичных и сквозных технологий, что налагает ограничения в оказании различных видов помощи разработчикам, производителям навигационных систем и поставщикам комплексных решений в АПК;

• существующие меры поддержки предприятий, обеспечивающих использование навигации в агросекторе, недостаточны, размыты, забюрократизированы и в большинстве своём – недоступны.

Из всего этого делается незатейливый вывод: данным направлением необходимо срочно и эффективно заниматься, чтобы не было потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы!..».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~68MPW
15.09.2025
В то время как развитие коммерческой аэрокосмической промышленности Китая находится в самом разгаре, рынок талантов незаметно завершил цикл итераций и перестановок.
12.09.2025
В прошлом году секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на встрече с руководителями силовых ведомств стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока сообщил аудитории, что ведущие российские компании в сфере кибербезопасности готовы помочь иностранным правительствам взять под контроль их национальное информационное пространство.
10.09.2025
Росавиация одобрила финансирование первого этапа разработки единой цифровой платформы для управления воздушным движением (ЕС ОрВД), включая пилотируемые и беспилотные авиационные системы (БАС). На этот проект до конца 2027 года планируется выделить около 10,4 млрд рублей.
05.09.2025
Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.