Внедрение

Что вначале – цифровизация или социализация умных городов?

29 Марта 2024
Что вначале – цифровизация или социализация умных городов?

Четыре года тому назад напуганное пандемией человечество потребовало от конструкторов «умных городов» поворота от концепции «кибергорода» в сторону приоритета решения социальных проблем.

Тогда, в 2020 г., на свет появился новый программный документ Европейской экономической комиссии ООН, где умное городское развитие попытались объединить с экологическими и социальными целями: «Социально-умные и устойчивые города». В документе было приведено новое прочтение понятия «умный город», где приоритет отдаётся не просто новым технологиям, а таким системам, где люди при помощи технологий меняют свои города, делают инвестиции в городские инновации.

Тогда же нашлись критики этой новой концепции. Они упрекали ЕЭК ООН в том, что этот подход представляет собой скорее простое сложение трёх популярных направлений развития: стратегий умного города, целей устойчивого развития и ориентиров на уменьшение социального неравенства. И не учитывался тот факт, что эти три стратегии не всегда сочетаются, а иногда и входят в противоречие друг с другом. Принимаемые административными органами городов решения часто оборачиваются несанкционированными вмешательствами в жизнь людей, доставляющими им различные беспокойства, если не сказать хуже. Например, чрезмерное усиление контроля за гражданами со стороны властей, вызванное той же пандемией. Кто не помнит того итальянского тенора, который с балкона своей квартиры распевал оперные арии, чтобы развлечь соседей, запертых по домам?..

Приоритет социальных целей, удовлетворение потребностей горожан и активизация инициатив жителей снизу не может не вызывать одобрения. Однако без понимания системных проблем современного города невозможно выстроить целостную модель умного городского развития. Определение умного города как системы, где люди при помощи технологий меняют свои города, делают инвестиции в городские инновации, выглядит пока скорее теоретической конструкцией, сложно реализуемой на практике.

Целостную концепцию «Умного города», учитывающую формы социального участия жителей, лучше других сформулировал Никос Комнинос, профессор Университета Аристотеля в Салониках, автор книги «Умные города и интеллектуальные связи: платформы, экосистемы и сетевые эффекты». Он выделил три основных элемента этого процесса: «умное управление», «умные технологии» и «умные сообщества». В его подходе абстрактных «горожан», как правило, не обладающих возможностями влиять на городскую политику, вытесняют городские сообщества, т.е. объединения граждан как форма, уже обладающая бóльшими ресурсами и определённой субъектностью в решении городских вопросов. Концепция Комниноса возвращает нас к базовому пониманию города как пространства взаимодействия людей. Значительная концентрация людей на сравнительно небольшой территории создаёт динамику городского развития, активные взаимодействия, разнообразие и инновации как главные атрибуты и преимущества городов. Во все времена этот хаос мнений, взаимодействий, различных интересов чаще всего упорядочивался за счёт формирования территориальных, профессиональных или объединённых общей целью сообществ. И уже эти объединения через своих представителей участвовали в управлении. Сюда добавляются «умные технологии» как новое условие, предоставляющее горожанам гораздо бóльшие возможности участвовать в городском развитии и реализовывать свои инициативы по обустройству городских территорий. Именно в такой форме, переход от централизованного, навязанного сверху технологического обновления, к умному городскому развитию, ориентированному на отдельного человека, потребности горожан и социальные цели становится реально возможным.

Основные аргументы Комниноса: 1.) умный город является доминирующей парадигмой планирования и развития городов в 21-м веке, 2.) экосистемы умных городов являются фундаментальными объектами умных городов, где происходят проблемы и преобразования, 3.) основанные на платформах модели организуют трансформацию и инновации экосистем умного города.

По его словам, границы между четырьмя понятиями, обозначающими новый этап технологического переоснащения города, в конце 1980‐х – начале 1990‐х были размыты. Хотя он говорит о концепте «intelligent-smart-digital-cyber city», он в то же время отмечает, что термин «умный город» предпочитали авторы, изучавшие влияние цифровых технологий на экономику и повышение конкурентоспособности городов; понятия же «цифровой город» и «кибергород» чаще фигурировали, когда речь шла о цифровых репрезентациях (например, 3D компьютерных моделях и картах). Понятие «кибергород» в 1990‐е относится к первым попыткам создания системы электронного управления (e-government) и других технологий, обеспечивающих безопасность и контроль над городским пространством.

Вопросы взаимосвязи между цифровизацией и социализацией городов более подробно рассматриваются в статье О. Горяйнова «Искусственный интеллект для умного города», изложенной в первом номере журнала «Вестник ГЛОНАСС» за 2024 год.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~IdOBU
28.12.2024
Во всех регионах России к 2030 году планируется оборудовать порядка 300 посадочных площадок для беспилотных летательных аппаратов, сообщает Росавиация.
27.12.2024
Даже производители автомобилей не отрицают, что в их автомобилях обнаружены уязвимости, позволяющие злоумышленникам удалённо запускать код. Хакерские программы могут варьироваться от отслеживания координат ГНСС и данных о скорости до записи разговоров в автомобиле через микрофон в салоне и, при наличии достаточных навыков, даже управления функциями, такими как остановка и запуск автомобиля. Эти инциденты подтверждают, что уязвимости безопасности в подключённых автомобилях продолжаются.
26.12.2024
Изменения стали главной темой для космических компаний в 2024 году, поскольку они адаптировались к быстро меняющейся среде космической инфраструктуры и услуг. Темпы изменений и преобразований, несомненно, будут продолжать ускоряться.
25.12.2024
Министерство обороны США развивает партнёрство с новыми коммерческими космическими стартапами, рассматривая их технологии двойного назначения как имеющие решающее значение для получения военных преимуществ.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.