Были и мы рысаками… А что теперь?
СССР был могущественной космической державой. В силу некой инерции, а также наличия советских разработок Россия тоже довольно долгое время считалась ведущей космической державой. Потом – из одной из ведущих. Что называется, почувствуйте разницу!
Нынешнее положение космической отрасли страны указывает на потерю лидерских позиций и переход в стадию догоняющих, которых на ходу обгоняют развивающиеся страны. Даже в интересах оборонного ведомства космические войска и гражданское ракетостроение развивалось со скрипом, а что уже говорить о гражданском сегменте. Все устремления, оформленные Законами, Постановлениями и Указами, остались только словами, за которыми не оказалось реальной работы. Шло освоение выделенных средств, а результаты были только «бумажными тиграми» и красивыми картинками.
Потом кто-то умный решил, что всё расставит по местам волосатая рука рынка, и была запущена коммерциализация ГЛОНАСС. По принципу: «бери сколько хочешь, ведь за это никому ничего не будет».
Нашлись ушлые лоббисты, которые лихо «раскрутили» государство на помощь родному космосу – как не порадеть, оно же своё! – в результате каждый законопослушный хозяйственник имеет на своих транспортных средствах до четырёх навигационных приборов, и это – не включая возможных дополнительных требований от региональных, муниципальных и контрольных структур в субъектах и отраслях. Ворчал, плевался, но выложил немалые деньги за такое «удовольствие» – а куды деваться.
Вот только родному космосу всё это не помогло. Оснащали всех в обязательном порядке, однако в основном с технологией GPS, но с указанием, что присутствует что-то от ГЛОНАСС. Главное, что чиновники от космоса и транспорта рапортовали о выполнении работ и получении непонятной информации какими-то структурам. Привело к увеличению издержек, росту числа снабжающих организаций, но ГЛОНАССу по коммерциализации не помогло.
Транспортные, сельскохозяйственные, строительные компании используют навигационные данные совместно с телематическими, в обеспечение эффективности технологических и рабочих процессов, для чего используют навигационное оборудование. Но они не хотят иметь сторонний контроль, так как в стране нет реальной защиты от недобросовестных конкурентов и от нечистых на руку чиновников. Поэтому практически все имеют своё или специальное программное обеспечение с дополнительными навигационными терминалами.
Два традиционных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» ставит на страницах свежего номера «Вестника ГЛОНАСС» – № 5-2024 – Семён Видный:
«…тема забытая, актуальная, злободневная, перспективная, эффективная, межотраслевая, требующая внимания уже вчера, и вариантов её развития – множество, что требует постоянного общения, споров и обсуждений, с принятием своевременных и оптимальных мер поддержки, управления и информационного сопровождения. Необходимо включение в работу всех заинтересованных сторон и лиц. Приглашаем к совместной работе и обсуждению».
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
КОСМОС – ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ
ГДЕ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?
ПОДКЛЮЧЁННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕЛЕМАТИКА
ПОЧЕМУ КОСМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ В СТАГНАЦИИ/ЗАГОНЕ?